← Дзен

Кросс-докинг: особенности логистической операции

finwintech.by

Что такое кросс-докинг? Это логистический процесс. Его название происходит от английских слов cross и docking, («пересекать» и «стыковка»). Процедура предполагает, что продукция поступает на склад, проходит через него, не задерживаясь, и отправляется к конечному получателю.

Для каких товаров актуально сквозное складирование, кому и когда стоит применять эту технологию, каких видов она бывает, в чем ее нюансы, плюсы, минусы, расскажем в нашей статье.

Для чего необходима технология кросс-докинга

Кросс-докинг как технология логистики появился в США в 1930-е годы. В то время его внедряли в автомобильной промышленности. Полвека спустя, в 1980-х, сквозное складирование начали активно применять в ритейле. Многие крупные мировые компании, например Walmart, METRO, используют кросс-докинг. Также сегодня его внедряют известные автомобильные бренды, производители электроники. Специалисты прогнозируют развитие технологии и в России, в частности этому способствует строительство соответствующих складских площадок, появление и совершенствование профильного программного обеспечения. Для чего сквозное складирование необходимо компаниям?

Стоимость товара для потребителя складывается из многих составляющих. В том числе на нее влияет уровень расходов на транспортно-логистические услуги. Этот уровень может повышать цену в среднем на 10-30%. Уменьшение затрат на логистику позволяет снижать стоимость продукции, тем самым делать ее более привлекательной для покупателя. Использование кросс-докинга позволяет не расходовать бюджет на аренду складского помещения, на обработку товаров на складе (заказ собирает сам поставщик), избежать ряда других затрат. Однако это не главная задача технологии.

Основное назначение сквозного складирования заключается в ускорении процессов отправки и получения продукции клиентом. При применении кросс-докинга происходит координация поступления товаров на склад и их отправки потребителю. Груз привозят на одном транспортном средстве, принимают и тут же, пересортируя или нет, отправляют на другом ТС в пункт назначения.  Отметим, что чаще всего для кросс-докинга используется автотранспорт. Компаниям, использующим сквозное хранение, как правило, нужен больший автопарк, чем тем, кто использует длительное хранение. Крупные поставки необходимо разделять на более мелкие партии и развозить их.

Для каких товаров и сфер применения актуальна процедура

Система кросс-докинга может применяться при работе с различными категориями продукции. Наиболее часто она используется для следующих товаров:

  • продуктов питания с небольшим сроком хранения, например молочной продукции, мясных изделий, фруктов и овощей;
  • товаров с жесткими сроками реализации;
  • продукции высокого качества, которая не нуждается в проверке;
  • продукции, спрос на которую всегда высокий;
  • товаров, которые необходимо доставить потребителю максимально быстро.

Также к кросс-докингу прибегают в случаях:

  • когда есть необходимость объединить небольшие партии товаров от разных поставщиков;
  • когда необходимо отправлять большой объем продукции в другие регионы, в том числе от нескольких поставщиков;
  • когда маркетинговая стратегия компании предполагает ограниченную по времени доставку продукции «точно в срок»;
  • когда необходимо контролировать возвратные потоки.

Особо отметим, что кросс-докинг становится финансово выгодным и позволяет экономить только тогда, когда товарооборот достаточно высокий. Обычно его применяют крупные и средние компании.

Сквозное складирование может быть успешно применено во многих сферах, не только в перечисленных выше случаях. Главное — рассчитать схему кросс-докинга и найти подходящее для него хранилище. О том, какими должны быть склады для этой операции, расскажем чуть ниже.

Виды кросс-докинга

Сквозное складирование бывает двух типов: одноэтапное и двухэтапное. Каждый тип делится на подвиды. Рассмотрим их подробнее.

Одноэтапный кросс-докинг. Предполагает, что поставщик товара самостоятельно формирует заказ для конечного получателя. Этот заказ поступает на кросс-докинговый склад, оттуда в неизменном виде, с тем же номером, направляется клиенту. Помимо номера заказа на всех его частях отмечают грузополучателя, содержимое складского места (паллеты) и необходимые для перевозки и хранения товаров условия. Таким образом при одноэтапном сквозном складировании большая часть ответственности за продукцию лежит на поставщике, а затраты на обслуживание на складе становятся минимальными.

Этот тип сквозного складирования часто представлен следующими подвидами:

  • Перевалка. Заказ прибывает в хранилище на одном транспортном средстве, в том же виде заказ перекладывают в другое ТС и отправляют получателю.
  • Расконсолидация (первая вариация). Поставщик на одном грузовом автомобиле отправляет заказы на склад, там их без изменений распределяют по нескольким другим машинам, которые затем развозят товары клиентам.
  • Расконсолидация (вторая вариация). Процесс аналогичный описанному выше, только вместо одного отправителя товаров поставщиков несколько.
  • Консолидации, когда два и более поставщика на своих ТС отправляют продукцию на склад, где ее загружают в автомобиль, следующий к грузополучателю.

Двухэтапный кросс-докинг. Более сложный процесс. Продукция приходит в хранилище, здесь партию переформируют, из всех товаров собирают отдельные заказы для разных грузополучателей. Важно, что при таком типе сквозного складирования каждая упаковка товара должна быть помечена номером заказа и именем/названием получателя. Наличие этих данных, а также специальной маркировки позволяет предотвратить нелегальный доступ к продукции.

Двухэтапный процесс может проходить в формате:

  • Переконсолидации, когда продукция от ряда поставщиков разгружается, делится на заказы, последние, в свою очередь, распределяют по машинам и направляют к клиентам.
  • Подсортировки, когда к прибывшей продукции добавляют товары, длительно располагающиеся в хранилище, затем все вместе развозят по грузополучателям.

Системы сортировки товаров

Как правило, в одноэтапном кросс-докинге минимальная единица груза — это монокоробка, которую сформировал производитель продукции, или микскоробка, сформированная поставщиком. Однако часто при двухэтапной технологии требуется сортировка товаров на уровне единичной упаковки. Например, когда груз представлен предметами одежды, почтовыми отправлениями, печатной продукцией.

Для таких товаров на складах должны располагаться специальные сортировочные системы:

  • Hang sorter — технология, предназначенная для вещей (чаще всего предметов гардероба), висящих на вешалках. С них продукция попадает на рельсы скольжения, затем ее упаковывают в контейнеры для отправки;
  • Split-tray sorter (oval sorter) — овальная система для продукции в нежесткой упаковке. Единицу товара помещают в лоток, который открывается над местом распределения грузов, затем он отправляется в контейнер или короб, в котором поедет к заказчику;
  • Split-tray sorter (line sorter) — конвейерная технология, предполагающая, что товары в жестких упаковках, например электроника, по наклонному лотку скатываются в отправочный короб.
  • Slide-tray sorter — овальная система, предназначенная для широкого спектра товаров: книг, писем и посылок, бытовой техники; лотки в системе расположены под углом 45 градусов, когда их нижний конец открывается, продукция выскальзывает наружу.
  • Cross-belt sorter — линейный сортер с поперечными подвижными лентами, на которых располагается единица груза, в предназначенный для этого момент, продукт сбрасывается в накопительный бункер, оттуда его перемещают в короб.

Также для товаров в жестких упаковках применимы технологии shoe sorter с роликовым приводным конвейером и drop-on-belt с движущейся лентой.

Каким должен быть склад для кросс-докинга

Чтобы технология кросс-докинга работала, необходимо в том числе выбрать хранилище, отвечающее нескольким требованиям. Обыкновенно это прямоугольное невысокое здание, чья ширина втрое меньше длины. На каждые 300–500 квадратных метров хранилища должны приходиться хотя бы одни ворота. Доки располагаются на противоположных стенах постройки. Такое их расположение, а также пропорции склада удобны, поскольку позволяют минимизировать пробег спецтехники внутри хранилища и развести входящие и исходящие товаропотоки.

Чего не должно быть на кросс-докинговом складе:

  • частого расположения колонн,
  • неровных полов,
  • недостатка места для маневров спецтехники и временного размещения продукции.

На этапе проектирования такого хранилища должны быть предусмотрены масштабные стоянки для транспортных средств, которые прибывают в большом количестве к кросс-докинговым площадкам.

Часто для удобства разгрузки и погрузки здания возводят в форме латинских букв H, I, L, T, U. Ворота располагаются так, как показано на иллюстрации ниже. Для каждой формы актуально то или иное количество доков. Например, для H — больше 300, а для I — вдвое меньше.


Склад должен быть оснащен техникой для подъема продукции: погрузчиками, ричтраками, штабелерами, электротележками и так далее. Для обработки на уровне единичных упаковок в случае двухэтапного кросс-докинга потребуется одна или несколько систем сортировки, которые мы называли выше. Для автоматизации процессов возможно использование новейших технологий, например машинного зрения, дополнительной реальности, применение дронов.

Необходима и ручная техника, в частности планшеты со специальным ПО. Благодаря ей удобно управлять данными: отслеживать остатки продукции, не допускать задержки грузов и так далее. Полученную информацию со склада необходимо передавать клиентам. Для этого используют WMS-систему и ее интеграцию с ERP-системами поставщиков и получателей грузов. Применение штрихкода и радиочастотных меток всеми тремя сторонами процесса — поставщиком, оператором кросс-докингового склада и получателем груза — улучшает  производительность хранилища.

Внедрение кросс-докинга

Для эффективной работы технологии компаниям, внедряющим сквозное складирование, необходимо тщательно просчитывать все бизнес-процессы. Вначале потребуется проанализировать, насколько затратно традиционное хранение по сравнению с процедурами кросс-докинга. Затем, опираясь на данные о ресурсах компании, следует выбрать подходящий вид сквозного складирования. Важно учитывать данные об объемах поставок, о требованиях к обработке продукции, о видах обработки груза и так далее. Следует четко организовать транспортные потоки, так как кросс-докинг связан с поставкой, обработкой и отправкой большого объема грузов. Машины, привозящие товары на склад, и машины, увозящие их к клиентам, должны приходить в точное время. Иначе не избежать простоя и срыва сроков доставки.

Начинать использование технологии стоит с пилотного проекта, задействуя часть продукции. Пилотный проект позволит на практике увидеть нюансы кросс-докинга и скорректировать недостатки во время полного переходе к этой системе.

Если бизнес-процессы были просчитаны верно, сквозное складирование станет действительно выгодным. Оно позволит увеличить скорость поставок и уменьшить стоимость продукции. К другим преимуществам этого процесса логистики можно отнести:

  • снижение необходимости в складских площадях, снижение затрат на их строительство/аренду, содержание;
  • снижение потребности в спецтехнике, которую задействуют на складах длительного хранения, снижение трат на нее, снижение затрат на оплату труда работников хранилища;
  • возможность точно планировать сроки поставок;
  • рост среднесуточного товарооборота за счет снижения времени нахождения продукции на кросс-докинговой площадке;
  • уменьшение запасов малооборачиваемых товаров;
  • снижение количества возвратов продукции благодаря уменьшению ошибок во время комплектации заказов;
  • уменьшение количества списываемых товаров — их срок годности не успевает истечь, так как они не находятся на складе долгое время;
  • улучшение ротации продуктов.

Есть у кросс-докинга и недостатки. Помимо того, что это сложноорганизованная система (выше мы приводили условия ее эффективной работы), сквозное складирование может повлечь разногласия между поставщиками и получателями товаров. Это обусловлено тем, что на кросс-докинг-площадках отсутствует контроль качества товара — и на уровне единицы продукции, и на уровне складского места (паллеты).

С 2013 года в России возводят складские комплексы, которые благодаря своей конфигурации и оснащению могут быть использованы для кросс-докинга. Сегодня к сквозному складированию прибегают крупные представители розничной торговли. Среди них «Лента», X5 Group («Карусель», «Пятерочка», «Перекресток»), «О’КЕЙ Групп».

С увеличением темпа жизни тренд на быструю доставку продукции конечному потребителю будет только укрепляться. Это значит, что кросс-докинг станет более востребованным, в том числе и в России. Компании, которые решать использовать эту технологию в логистике, получат дополнительное конкурентное преимущество среди отечественных и мировых игроков.