← Дзен

Из чего состоит и зачем нужна маркировка грузов

https://miro.medium.com/

Маркировать грузы необходимо для того, чтобы их доставка была результативной и безопасной. Нанесение числовых значений, надписей и специальных знаков на продукцию регламентирует ГОСТ 14192-96.

Этот ГОСТ действует в России с 1998 года, устанавливает общие правила маркировки, распространяется в том числе на экспортные товары, не распространяется на продукцию, перевозимую спецтранспортом, на опасные грузы и почтовые отправления. Опираясь на этот документ, расскажем, какие именно данные должны размещать на грузах.

Для чего необходима транспортная маркировка

Специальные данные наносят на каждое грузовое место. Делают это для решения нескольких задач:

  • для того, чтобы товар следовал предписанными путями и успешно прибыл в пункт назначения к указанному получателю;
  • для того, чтобы продукцию правильно загружали, транспортировали, хранили, выгружали без риска ее повреждения;
  • для того, чтобы обеспечить комплектность груза.

Решение перечисленных выше задач обеспечивает полное и правильное нанесение всей необходимой информации.

Какие данные включает в себя маркировка

Согласно ГОСТ 14192-96, транспортная маркировка должна содержать такие блоки информации:

  • манипуляционные знаки;
  • основные надписи;
  • дополнительные надписи;
  • информационные надписи.

Рассмотрим, что включает в себя каждый блок. Манипуляционные знаки — это графические символы, сообщающие, как следует обращаться с грузом. Всего в четвертом параграфе ГОСТа указано 23 знака. Они представлены на иллюстрации ниже.


Так, бокал сообщает о хрупкости содержимого и о необходимости бережного отношения к грузу. Символы 2-5, а также 13 и 17 обозначают, от каких влияний внешней среды стоит обезопасить товар: от солнца, дождя, излучения, низких или высоких температур, тропического климата, радиации. Шестое изображение наносят на продукцию, которую транспортируют по правилам перевозки скоропортящихся грузов.

Прочие символы рассказывают, как именно следует перемещать товары. Например, герметичную упаковку (знак 7) запрещено вскрывать во время транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ. 11-й символ «Вверх» сообщает правильное положение тары — вертикальное. 12-й рисунок наносят, если реальный центр тяжести не совпадает с геометрическим.

Подробнее с описанием каждого знака вы можете познакомиться в тексте ГОСТа.

Отметим, что помимо символов, если их недостаточно, разрешено использовать предупредительные надписи, чтоб обозначить корректные способы манипулирования грузами.

Основные надписи содержат информацию о грузе и его получателе, а именно:

  • наименование получателя груза,
  • название конечного пункта, если перевозки железнодорожные или водные, помимо станции/порта необходимо упомянуть сокращенное название дороги/пароходства назначения,
  • количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии, эти данные записывают в виде дроби,  где числитель — номер места в партии, знаменатель — количество мест в партии. Если продукцию перевозят транспортными пакетами, в числителе отмечают число пакетов в партии, в знаменателе — число грузовых мест в пакете, также в скобках пишут порядковый номер пакета.

Дополнительные надписи содержат информацию об отправляющей стороне:

  • наименование грузоотправителя,
  • название пункта отправления (а также в случае с ж/д перевозками краткое название дороги отправления),
  • данные транспортных организаций.

Информационные надписи нужны для фиксации данных о продукции: о массе брутто и нетто грузового места (указывается в килограммах), а также о его габаритах (указывается в сантиметрах). Габариты, то есть длину, ширину и высоту, разрешено не указывать, если все параметры не превышают одного метра, а товар перевозят на открытом подвижном составе.  Для крытого состава максимально допустимое значение, при котором указание габаритов необязательно, — 120 сантиметров, для воздушных судов — 70 сантиметров.

Помимо манипуляционных знаков, основных, дополнительных и информационных надписей, на упаковку к грузу могут нанести штрихкоды и радиочастотные метки. Это делается по согласованию между торговыми партнерами и транспортными организациями. Цель такой маркировки — автоматизация логистических операций.

Как размещать данные

Наносить транспортную маркировку грузов разрешается на саму тару, либо на ярлыки, выполненные из таких материалов, как бумага, картон, фанера, металл и т.д. Где на грузе и какие именно данные необходимо разместить, демонстрирует иллюстрация ниже.


В тексте ГОСТа указано: если груз планируют хранить более года, или он транспортируется по железной дороге в открытом составе и/или по  воде, маркировать следует саму тару, альтернативный вариант — изготовление и надежное крепление ярлыков из устойчивых к воздействию внешней среды материалов.

Где на упаковке можно размещать надписи?

  • Ящики: на одной из боковых сторон, а также на крышке, если речь идет о грузах с маркировкой «Вверх», которые  транспортируют в открытых вагонах небольшими отправками;
  • Бочки: на днище или корпусе;
  • Мешки: у шва в верхней части;
  • Тюки: на боку;
  • Кипы: на торце.

В целом, выбирая место для надписей, необходимо отдавать предпочтение наиболее заметным частям упаковки.

Маркировать разрешено и само изделие, если его перевозят неупакованным.

Манипуляционные символы помещают в левом верхнем углу контейнера, на двух соседних стенках, на бочках — на днище или корпусе, на мешках — с одной из сторон.

Фиксировать информацию о грузе можно различными способами. Например, наносить по трафарету, выжигать, штамповать, продавливать и так далее. В случае использования краски, необходимо выбирать устойчивые материалы, которые не сотрутся от воды, не выгорят на солнце и не повредятся любыми другими способами.

Цвет знаков и надписей должен быть черным. Исключения составляют 13-й символ «Тропическая упаковка», его делают красным, и шестой «Скоропортящийся груз» — он голубой.

Все виды надписей, кроме массы брутто и массы нетто, можно не размещать на грузах, если их перевозит автотранспорт в универсальных контейнерах (мелких отправок это не касается).

Ярлык, на котором располагается маркировка, должен быть достаточных размеров, чтобы вошла вся необходимая информация. Предпочтительные пропорции его сторон — два к трем. В приложениях к ГОСТу В и Г описаны нюансы шрифтов и размеров манипуляционных знаков.

Экспортный груз

Свои нюансы есть в маркировании товаров, отправляемых за границу. Блок основных надписей дополняют:

  • номер контракта/заказа иностранного получателя;
  • числовое значение заказа-наряда;
  • государство назначения;
  • товарные знаки отправителя груза.

К информационным надписям необходимо добавить объем грузового места в кубометрах, отметки «Экспорт», «Страна-изготовитель и (или) поставщик».

Все данные фиксируют на двух языках — государства-изготовителя и на том, что указан в заказе-наряде.

В целом же процесс маркирования для продукции на экспорт не сильно отличается от нанесения данных на товары, курсирующие по России.

Маркировка тары

Отдельный параграф в ГОСТ 14192-96 посвящен маркировке транспортной тары. На ней самой, либо на ярлыке или этикетке размещают такую информацию:

  • название и назначение тары;
  • ее номера по нормативному документу;
  • название страны-изготовителя;
  • название производителя и его юридический адрес;
  • товарный знак;
  • день, месяц и год изготовления;
  • экологический знак, обозначающий способ утилизации тары.

Наносит все эти данные производитель тары, при этом размещает информацию на той стороне, где нет маркировки груза. Разрешено использовать следующие способы:

  • для деревянной тары: маркировка краской по трафарету, выжигание, штемпелевание;
  • для картонной: штемпелевание, типографским способом;
  • для металлической: выдавливание, окрашивание по трафарету;
  • для пластмассовой: на пресс-форме.

Так в целом проходит транспортное маркирование грузов. С нюансами вы можете ознакомиться в приложениях к ГОСТ 14192-96. Чтобы узнать подробности о маркировке опасных грузов, обратитесь к ГОСТ 19433, для химической продукции предусмотрен ГОСТ 31340. Также советуем прочесть рекомендации Организации объединенных наций по перевозке опасных грузов.