Автомобильная трасса М-5 «Урал» — одна из главных автомагистралей России.
Она связывает Москву и Челябинск, проходя через регионы, которые имеют высокое экономическое значение. Поэтому М-5 активно используется частными водителями и грузоперевозчиками. При этом основную загрузку магистрали обеспечивает именно грузовой транспорт. Давайте рассмотрим ее основные особенности.
Общие характеристики дороги
Трасса М-5 — одна из автомобильных дорог федерального значения. Начальным пунктом автомагистрали является Москва, конечным — Челябинск. По пути следования она проходит мимо таких городов как Рязань, Пенза, Самара и Уфа. Кроме этого, есть подъезд на Екатеринбург, что дополнительно повышает логистическое значение автодороги. Общая протяженность трассы М-5 — 2068 километров. Она входит в состав крупных автомобильных маршрутов международного значения: европейского Е30 и азиатского А-102.
Трасса Москва — Челябинск относится к числу старейших российских дорог. Ее участок, связывающий Рязань и Москву, действовал еще в доавтомобильную эпоху. Начиная с 30-х годов XX века развитию трассы стали уделять особое внимание. Особенно интенсивное строительство велось в период Великой Отечественной войны, когда стояла острая необходимость наладить стабильное транспортное сообщение центральной части страны с Уралом и Сибирью. После войны строительство замедлилось. В итоге движение по всей протяженности трассы было запущено лишь в 1965 году.
В конце XX века возникли серьезные проблемы в эксплуатации автомагистрали. Транспортный поток увеличивался с каждым годом, а дорога не была рассчитана на такую нагрузку: только с 1996 года по 2006 года интенсивность движения выросла более чем в два раза, достигнув 16–20 тысяч автомобилей в сутки, что превысило норматив расчетной нагрузки в 5–7 раз. В этот период доля дорожного полотна, не отвечающего нормативным требованиям, достигала 84 % от общей протяженности. Это делало дорогу одной из наиболее аварийно-опасных и неудобных трасс федерального значения.
В последнее время проводится масштабная реконструкция автомагистрали. Основные акценты делаются на улучшении качества дорожного покрытия, увеличение пропускной способности, улучшение инфраструктуры. Благодаря этому, водители сегодня могут ездить по современной автомагистрали, качество которой улучшается с каждым годом.
Маршрут трассы М-5
Автодорога М-5 берет начало на развязке МКАД с Волгоградским шоссе. Протяженность участка от Москвы до Рязани составляет 165 км. Трасса на этом участке широкая с качественным покрытием.
Далее, до 613 километра трассы М-5, продолжается путь до Пензы. Расстояние между Рязанью и Пензой по магистрали составляет 448 километров. Покрытие на этом участке регулярно ремонтируется. Дорогая широкая, поэтому заторы возникают редко.
Следующий участок — от Пензы до Самары, расстояние по трассе М-5 между ними составляет 422 км. Автодорога обходит Самару и поворачивает на Уфу. Протяженность участка трассы М-5 Самара — Уфа — 465 км. Дорожное полотно на каждом из этих участков достаточно качественное и регулярно ремонтируется. Водителям нужно учитывать, что по пути часто встречаются посты ГИБДД и камеры фото- и видеофиксации.
Завершающий участок трассы М-5 «Урал» проходит от Уфы до Челябинска. Расстояние между городами — 379 километров. Дорога здесь сильно загружена большегрузным транспортом. В сочетании со сложным рельефом и погодными условиями это делает этот отрезок трассы самым аварийно-опасным, что требует от водителей особой сосредоточенности. Также этот участок находится под пристальным вниманием ГИБДД.
Платный участок М-5 — Домодедово
Платный участок М-5 «Урал» – Домодедово относится к Центральной кольцевой автомобильной дороге. Этот отрезок проходит между развязкой ЦКАД с М-5 и съездом на Домодедово. Это одна из самых современных платных трасс с отличным качеством дорожного покрытия.
На платной дороге М-5 — Домодедово внедрена система «Свободный поток», которая предусматривает безбарьерное прохождение транспортными средствами рамки. Оплата осуществляется при помощи транспондера. Без использования транспондера оплатить платную дорогу М-5 — Домодедово можно методом постоплаты. Госномер транспортного средства фиксируется специальными камерами во время проезда рамки. Постоплата принимается в течение 5 дней после проезда через мобильное приложение, а также в центрах обслуживания ЦКАД.
Стоимость проезда по платной дороге М-5 — Домодедово для разных категорий транспорта:
Категория ТС | Оплата транспондером T-pass, руб. | Оплата транспондером других операторов, руб. | Оплата методом постоплаты, руб. |
1 класс | 121,5 | 121,5 | 135 |
2 класс | 180 | 180 | 200 |
3 класс | 243 | 243 | 270 |
4 класс | 391,5 | 391,5 | 435 |
Особенности трассы
Лучшее состояние дороги на Рязанской трассе М-5 и до Пензы. Дорога имеет четыре полосы. Высокое качество покрытия сохраняется вплоть до Самары. Далее оно снижается. Кроме этого, после Самары чаще встречаются заторы, что связано с большим количеством грузовиков. После въезда на территорию Башкортостана качество дорожного полотна снова улучшается.
Неоднородность качества дорожного покрытия на трассе связана с ее значительной протяженностью. Дорога пересекает много субъектов РФ, в каждом из которых за ее эксплуатацию, реконструкцию и ремонт отвечает своя администрация. Поэтому состояние полотна меняется от региона к региону и сравнительно часто приходится проезжать ремонтируемые участки.
Реконструкция дороги М-5
Осенью 2020 года губернатор Челябинской области объявил об утверждении плана, в соответствии с которым должна быть проведена масштабная реконструкция всех федеральных трасс, проходящих по территории региона. В этот перечень включена и трасса М-5. Именно по Челябинской области проходит наиболее сложный и аварийно-опасный ее участок, который среди водителей получил название «дорога смерти».
На реализацию плана реконструкции отведено 8 лет. За этот срок должен быть проведен полный капитальный ремонт покрытия. Трасса должна быть расширена не меньше чем до четырех полос (по две в каждую сторону движения). Сейчас активно ведутся работы по реконструкции ответвления от трассы, проходящего от Челябинска до Екатеринбурга. Кроме этого, начата реконструкция части дороги от границы с Башкортостаном до Челябинска.
Реконструкция в Челябинской области входит общий план модернизации автодорожной инфраструктуры до 2028 года. Помимо Уральского региона, работы ведутся на всем протяжении трассы. В том числе запущен новый путепровод в Самарской области с объездом Тольятти.
Опасные участки автодороги М-5
На протяжении автотрассы М-5 «Урал» можно выделить два наиболее опасных участка. Эту особенность обязательно следует учитывать водителям при планировании маршрута поездки.
Первый опасный отрезок проходит по горной местности в Челябинской области. Дорога здесь узкая и извилистая, видимость на многих участках ограничена. Это накладывается на достаточно интенсивный трафик, до 40 % которого приходится на большегрузный транспорт. Результатом становится большое число аварий.
Второй отрезок трассы повышенной опасности проходит от Уфы до Челябинска. Именно он получил названия «дороги смерти» в связи с множеством лобовых столкновений.
Это связано с малой шириной дороги при интенсивном трафике. На участках дороги большой длины действует запрет на обгон, который часто нарушается водителями.
Оба аварийно-опасных участка включены в план реконструкции, после проведения которой ситуация должна значительно улучшиться.
Инфраструктура
Несмотря на значение автомагистрали, как одной из главных транспортных артерий, развитие ее инфраструктуры до недавнего времени было на явно недостаточном уровне. Начиная с 2013 года, ситуация стала заметно меняться. После проведения ряда реконструкционных мероприятий удалось улучшить не только качество дорожного покрытия, но и инфраструктуру. Это значительно повышает удобство для водителей и позволяет им получать необходимые услуги и помощь в пути.
На всем протяжении трассы сейчас действует достаточное число магазинов, заведений общепита, мотелей, кемпингов, других объектов придорожного сервиса. Открыты многочисленные станции шиномонтажа (легкового и грузового), станции технического обслуживания транспорта, автомойки. Уровень и ценовые категории разных мотелей на трассе сильно отличаются. Поэтому выбрать место для отдыха рекомендуется еще при планировании поездки исходя из отзывов водителей. Также по трассе имеются адаптивные стоянки, на которых можно безопасно переночевать в машине.
Водителям нужно учитывать, что развитие инфраструктуры привело и к повышению уровня контроля за дорожной обстановкой со стороны ГИБДД. В частности, увеличилось количество стационарных постов инспекции и передвижных патрулей. Также установлено немало камер автоматической фото и видеофиксации нарушений. Особенно много их при подъездах к крупным населенным пунктам.
У водителей при поездке, как правило, не возникает сложностей с заправкой транспортных средств. На трассе действует много современных автозаправочных станций компаний Газпром, Лукойл, Shell, других крупных нефтетрейдеров. Заправки на трассе М3 расположены с небольшим интервалом, который в среднем составляет 30–50 километров. Это сводит к минимуму риски того, что у вас может закончиться топливо в пути.