Российским законодательством предусмотрена ответственность не только за передвижение без тахографа, но и за езду с ним — в случае выезда за рубеж.
Тем не менее в Интернете сложно найти новости о нарушителях, которые были бы уличены в выезде за границу с тахографом, оснащённым блоком СКЗИ. Из-за этого у дальнобойщика может сложиться мнение о несерьёзности наказания за подобный проступок.
Несмотря на то, что это устройство просто фиксирует и шифрует данные о движении транспортного средства, вывоз активированного блока СКЗИ из России влечёт за собой настоящую уголовную ответственность, так как подпадает под Закон о защите государственной тайны. Даже в случае поездки в дружественные Белоруссию, Казахстан и остальные страны Таможенного союза, водителю придётся оставить тахограф с блоком СКЗИ в России.
Поэтому безусловно лучше и не рисковать, дабы не стать героем криминальной сводки и избежать возникновения проблем с законом.
Аббревиатура СКЗИ означает – "система криптографической защиты информации". Тахограф c СКЗИ является бортовым самописцем, оснащённым специальным модулем, защищающим информацию. Данные, хранящиеся в устройстве, остаются неизменными, в связи с чем имеют доказательную силу во время судебных разбирательств или при возникновении споров.
Сегодня наличие тахографа с системой криптозащиты информации у российских дальнобойщиков обязательно, но всё же наказание за его отсутствие не такое суровое, как за вывоз из страны. Статьёй 11.23 КоАП РФ за отсутствие у водителя карты для тахографа существует штраф – в размере от 1000 до 3000 руб.
Исключение из правил
С 1 января 2018 года российских перевозчиков обязали окончательно перейти с аналоговых на цифровое тахографы с блоком СКЗИ.
Эти нововведения были прописаны Минтрансом РФ в приказе N 348 от 2 декабря 2015 г., вносящем изменения в Порядок оснащения транспортных средств тахографами Постановления № 273, изданного 21.08. 2013-го года.
Исключение существует только для перевозчиков с лицензией на международные перевозки, которые могут ограничиться тахографом блоком ЕСТР. Процесс установки тахографа с блоком ЕСТР регулируется международным стандартом качества ISO, устройство отвечает стандартам европейской тахографии.
Сама же аббревиатура ЕСТР не имеет отношения к техническим особенностям и расшифровывается как Европейское соглашение о работе экипажей ТС.
Русский стандарт
Тахограф с СКЗИ – это продукт отечественной разработки, отвечающий требованиям отечественных стандартов и созданный специально под рынок внутренних перевозок в РФ. Информация в тахографе с СКЗИ хранится в зашифрованном виде, защищённом от изменений. Судя по всему, этими двумя факторами и объясняются столь жёсткие требования законодательства Российской Федерации, категорически запрещающего провоз этого устройства на территорию других стран.
Средство криптографической защиты управляется микропроцессором и при необходимости может функционировать на автономном питании от резервной батареи. В состав модуля входит блок памяти, управляющая система, ГЛОНАСС-приёмник, хронометр и акселерометр.
Дальнобойщику важно помнить, что у блока СКЗИ срок действия ограничен тремя годами, после чего он подлежит замене. При внесении изменений в регистрационные данные автомобиля или при смене владельца он также должен быть заменён. Все работы по замене блока системы криптографической защиты информации могут выполняться только в специализированных сервисных центрах, имеющих соответствующее разрешение.
Принципиальная разница
В контрольных устройствах с СКЗИ информация, полученная датчиками, сначала поступает в блок криптозащиты, затем шифруется и остаётся храниться в зашифрованном виде. В рамках планового обслуживания блок СКЗИ заменяется новым.
В европейской тахографической системе тоже предусмотрено шифрование, но происходит оно в датчике скорости, а не в тахографе. Данные здесь сохраняются на протяжении трёх месяцев, после чего их следует выгрузить.
Поэтому карты для устройств ЕСТР несовместимы с самописцами с СКЗИ и наоборот.