← Дзен

Что делать, если груз повредили или потеряли при перевозке?

gruzovoi-yurist.ru

Ситуация: вы заплатили транспортной компании за перевозку крупнотоннажного груза из другого города. Товар пострадал, был частично или полностью утрачен.

К сожалению, такое иногда случается. Для того, чтобы зафиксировать порчу или утрату, важно проверить груз при получении:

  • Убедиться в целостности упаковки и пломб, выборочно проверить грузоместа;

  • Взвесить груз с учётом установленной погрешности перед тем, как расписаться о получении;

  • Тщательно проверить все грузоместа, вскрыть упаковки и осмотреть их содержимое. В любом случае оплата простоя перевозчика обойдётся дешевле, чем доказывание недостачи.

Кто будет отвечать?

Водитель грузового транспортного средства (ТС) приравнивается к экспедитору и в его обязанности входит предотвращение недостачи или порчи груза. Чтобы избежать санкций, водитель должен сделать заверенную продавцом отметку в случае, если погрузка была произведена неправильно. Также он может отказаться от перевозки, чтобы предотвратить нарушения. В противном случае перевозчику придётся предоставить доказательства своей невиновности в суде.

Когда полная материальная ответственность ложится на водителя?

  • Если он умышленно нанёс убытки;

  • Ущерб грузу был нанесён по причине алкогольного или иного опьянения;

  • При повреждениях из-за преступных действий сотрудника или административных нарушений (это должно быть доказано соответствующими органами);

  • И даже при хищении или умышленной порче груза третьими лицами.

Какой закон регулирует подобные форс-мажоры?

Согласно статье 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за повреждение или пропажу товарно-материальных ценностей (ТМЦ) лежит на перевозчике. После того, как продавец передал груз исполнителю и до момента получения товара на складе покупателя, его сохранность — зона ответственности перевозчика или экспедитора. Это указано в ст. 223 и 224 ГК РФ.

Перевозчик в свою очередь может избежать ответственности, если у него получится доказать, что груз был повреждён по обстоятельствам, которые он не мог предотвратить или устранить.

Как добиться от компании-грузоперевозчика возмещения ущерба за несоблюдение условий перевозки, порчу товаров или нарушение сроков доставки?

Хорошо, если груз был застрахован или логистическая компания признаёт свою вину за порчу товаров. Если нет — вам нужно оформить претензию, ссылаясь на договор перевозки, который предполагает ответственность сторон. Когда компания, отвечавшая за транспортировку, нарушила условия, можно написать претензионное письмо.

Сначала можно попробовать связаться с перевозчиком напрямую, не вовлекая в процесс государственные органы. Это предусматривает ст. 797 ​​ГК РФ «Претензии и иски по договору перевозки груза».

Претензия составляется в свободной форме, но всё же есть обязательные моменты:

  • Обращение должно содержать данные сторон — наименования организации, её фактический и юридический адрес, ФИО руководителя и информацию о заявителе;

  • В основной части письма нужно раскрыть суть претензии, описать условия перевозки (где и когда товар был погружен и затем разгружен);

  • Важно сослаться на нормативные акты и обозначить те условия договора, которые не были соблюдены перевозчиком;

  • К заключению прикладываются документы, которые подтверждают указанные нарушения;

  • В конце обозначаются желаемые сроки возмещения ущерба и намерения обратиться в суд в случае отказа.

Претензионное письмо делается в двух экземплярах — один себе, второй — перевозчику. Не будет лишней фото- или видеофиксация во время приёма груза на склад, так проще доказать факт порчи или утери. Претензия, к сожалению, не всегда бывает эффективна, её могут попросту проигнорировать. В таком случае уже необходимо обращаться в суд. Без претензионного письма подать иск и привлечь перевозчика к материальной ответственности будет невозможно.

Основания для судебного иска:

  • Доставка не была осуществлена вовремя, а также если у товара из-за задержки истёк срок годности;

  • Целостность упаковки нарушена (это фиксируется в акте приёмки);

  • Не хватает элементов груза (вы выявили недостачу груза);

  • Потеря товара при транспортировке.

Ещё раз: важно помнить, что порядок действий при подаче претензии жёстко регламентирован. Если неверно задокументировать все повреждения и не проводить надлежащего осмотра, вы рискуете не получить возмещение убытков.

Куда ещё жаловаться на транспортную компанию?

В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — ведомство контролирует деятельность юридических лиц, предоставляющих услуги.

А может быть виноват грузоотправитель?

Такое, как правило, случается гораздо реже. Пример: груз перед отправкой из пункта А был ненадёжно закреплён продавцом товара или качество упаковки не соответствовало требованиям, а потом произошло ДТП или водитель нарушил скоростной режим. Здесь будет виноват отправитель, потому именно он ответственен за закрепление груза в кузове. Это учитывает п. 2 ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

Как предотвратить разбирательства и обезопасить груз при перевозках?

Если грузоперевозки с целью переработки или продажи — основа вашего бизнеса, лучше не пренебрегать страховкой товаров от повреждений. Дороги не всегда бывают идеальными, погодные условия и поведение других участников дорожного движения непредсказуемы.

Какие задачи берёт на себя страховая компания и какие проблемы решает?

  • Защита инцидентах с крупными партиями или дорогостоящими грузами во время транспортировки и хранения;

  • Оплата транспортных расходов в рамках указанной в договоре суммы (фрахт владельцу ТС, пошлины и прочие расходы);

  • Все расходы в случае ремонта повреждённого груза;

  • Страховщику можно делегировать осмотр грузов с целью оценки ущерба и следит за тем, чтобы все требования неукоснительно соблюдались вашими партнёрами.