← Дзен

Малый бизнес на малотоннажнике. Владелец "Газели" рассказал об окупаемости старых и новых машин

drive2.ru

Малый бизнес в грузоперевозках стал менее рентабельным, но на своём малотоннажнике ещё можно заработать. Об экономике владения маленькими грузовиками рассказал газелист с 16-летним опытом Игорь Качанюк.

Существует расхожее мнение: время малого бизнеса в грузоперевозках прошло, сейчас в этой сфере уже нельзя зарабатывать как раньше. С этим я согласен: в начале нулевых бизнес был похож на пустое поле, на котором можно было рубить хорошие деньги, а сегодня выигрывают только те, кто хитрее, кто как-то крутится.

Я привык полагаться на математику и считать свои деньги, определять, выгодна мне работа или нет. Посчитаем: стоит ли сегодня покупать малотоннажник?

Возьмём б/у «Газель» в более-менее приличном состоянии в пределах 500 тысяч рублей – по-моему, нормальная цена для путёвой машины, на которой можно ездить и работать. Понятно, что будут периодические поломки, которые придётся устранять.

Рассмотрим и второй вариант: у вас нет машины, и вы хотите устроиться водителем. Посчитаем оба варианта по московским ценам – вы можете поменять цифры в зависимости от своего региона, формула останется той же самой.

В Москве водителю платят в среднем 45 тысяч рублей. Естественно, на проезд до работы и какие-то другие расходы вы тратите около пятёрки. Получается 40 тысяч чистыми в месяц или, если немного округлить, 500 тысяч в год. При этом вы ничего не вкладываете, кроме, конечно, своего труда.

Теперь рассмотрим покупку машины. Кроме своего труда придётся вложить еще и деньги. Если вы будете зарабатывать те же самые 50 тысяч чистыми в месяц (после вычета трат на ГСМ и ТО, но без учёта амортизации), то, конечно, останетесь в убытке: в таком случае лучше идти работать на дядю. Смысла так работать нет: вы вкладываете деньги, но машина стареет, рано или поздно она потребует серьёзного, дорогостоящего ремонта.

Если вы зарабатываете 100 тысяч рублей чистыми (или около 130 грязными), то это хоть и сомнительный, но всё-таки вариант. Тут многое зависит от состояния машины. Если она периодически будет требовать недорогого ремонта, то 100 тысяч – это уже что-то. Если вам такой машины хватит на год, то за год вы получите 1,2 млн рублей. Вычтем зарплату, которую вы получили бы, работая на дядю и стоимость машины: у вас останется 200 тысяч рублей – и машина, которая, возможно, подешевела, но всё равно стоит свои 400-450 тысяч рублей. 

Вы уже в плюсе: отработали возможную зарплату в компании, потраченные на машину деньги и в будущем можете увеличивать свой доход. Если у вас есть работа на 130 тысяч грязными, то такой вариант можно рассматривать.

Если рассматривать машины дороже (новые «Газели» либо иномарки), процесс растягивается. Увеличивается стоимость возможного ремонта – вместе с ней вырастут и ваши расходы. А тариф чаще всего не привязан к марке машины: ставка за перевозку зависит от объёма кузова и грузоподъёмности.

Если вы опытный водитель и вам хочется, чтобы в салоне было удобнее, если вам важны комфорт и скорость («Газели» едут 70-90, а иномарки могут 120-130) – и, самое главное, если у вас есть деньги – вы можете взять иномарку. Вы будете получать больше удовольствия от работы чем я или любой другой газелист. Но начинать с этого не стоит: «Газель» более ходовая машина, её легче купить и, если ничего не выйдет, продать, вернуть хотя бы то, что вложил.

Зарплата «грязными» 100-120 тысяч в принципе нормальна. Машина за 500 тысяч будет отбиваться год, а за 1,5-1,6 миллиона – два или три года. Новая машина проедет дольше, но все знают, что как только новая машина выезжает из салона, она теряет 10% стоимости. А если вы отъездите год, то продадите её дешевле на 30-40%. Эту потерю нужно учитывать: отбив новую машину за условных три года, вы потеряете около 500 тысяч рублей, продавая её.

Если заработки больше (например, в районе 200 тысяч в месяц), процесс ускоряется. Б/у машина отрабатывается уже не за год, а за 6-8 месяцев. 

Некоторые говорят, что зарабатывают 300 тысяч в месяц: выходит, что отбить машину они смогут за 2-3 месяца. Но такие заработки – под жирным знаком вопроса. Я в это не верю, потому что уже 16 лет занимаюсь перевозками… 

Бывает, что я получаю 14 тысяч за день – а бывает, что и три тысячи. Мой примерный доход – 180-210 тысяч в месяц: из него следует вычесть около 30 тысяч рублей на горючее, деньги на ТО и амортизацию. Придёт время, и мне надо будет что-то восстанавливать. А кто-то говорит, что зарабатывает 300 и даже больше – не верю. Хотя может быть всякое. 

Источник