← Дзен

Российские тахографы, грядущие изменения: что ожидать?

commercialmotor.com

Приказ Минтранса, устанавливающий требования к тахографам, хотят изменить. К чему готовиться перевозчикам и какие вопросы останутся без ответов?

На портале правовой информации и в рабочей группе по «регуляторной гильотине» на обсуждении находятся предложения по внесению изменений в приказ Минтранса России от 28.10.2020 г. №440 «Об утверждении требований к тахографам...».

Как говорится в пояснительной записке, документ разработан в связи с изменениями в 63-ФЗ «Об электронной подписи», которые вступают в силу с 1 января 2022 года. Для этого предлагаемый проект приводит в соответствие отдельные положения действующего приказа №440.

В настоящее время законодательство развивается очень быстрыми темпами в угоду цифровизации и по причине упорядочивания взаимоотношений социума, государства и бизнеса. Цифровизация в целом и функционирование системы контроля водителей посредством тахографов невозможны без применения криптографии. Криптография необходима для аутентификации компонентов системы между собой и придания юридической значимости электронным документам, создающимся в системе цифрового тахографа – файлам, выгруженным из карт тахографа и из самих тахографов. Эта тема очень сложная, запутанная, неоднозначная. В ней есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые мы, возможно, обсудим в других материалах.

Заострим внимание на вопросе, который некоторым может показаться риторическим, но он крайне важен. Многие ли водители понимают и осознают, что принадлежащая им карта водителя – это средство, способное создавать квалифицированную электронную подпись, которая, согласно 63-ФЗ приравнивается к собственноручной подписи владельца карты? 

Наш век повсеместной цифровизации и перехода на электронные документы порождает новые опасности и риски, которые были в принципе невозможны в эпоху бумажного документооборота.

У экспертов АТЭС, специалистов, связанных с автомобильным транспортом и осуществлением автомобильных перевозок, имеются очень серьёзные вопросы к принципам, заложенным в приказ и к конкретным нормам приказа. Но это тоже темы для отдельных статей. Сейчас сосредоточимся исключительно на предлагаемых нововведениях и изменениях.

К положительным моментам проекта приказа стоит отнести введение требований о передаче карты для настройки тахографа одному конкретному лицу – мастеру. В настоящее время на одно имя (на одного мастера) может выпускаться и выдаваться неограниченное количество карт мастерских. Такие неконтролируемые выпуск и выдача карт провоцируют мастеров без специальной подготовки осуществлять настройку тахографов в кустарных условиях, «хапая» любые заказы и «катаясь» по всей стране – от Москвы до Владивостока, от Мурманска и Норильска до Сочи и Байконура. 

Экономия на услугах таких исполнителей оборачивается низким качеством выполненных работ по установке, настройке и активизации тахографов, проблемами с работой контрольных устройств, отсутствием доверия к регистрируемым данным и невозможностью предъявить гарантийные претензии «залётным» мастерам. Водители и владельцы транспортных средств остаются один на один со своими проблемами: они вынуждены вновь и вновь тратить деньги на исправление плохой работы предыдущих мастеров. 

А по существующим в настоящее время законам практически вся ответственность за работоспособность тахографа лежит на водителях и владельцах ТС. Вслед за ответственностью «прилетают» и штрафы за неисправный тахограф.

Проблема «блуждающих» мастеров на протяжении длительного времени поднимается Департаментом тахографии Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта (НАПТА). Её участник Виктор Иванченко с 2014 года на различных совещаниях неоднократно заявлял о необходимости законодательно прописать ответственность мастеров и мастерских, ограничить количество выпускаемых карт мастерских на одно лицо, установить сроки выдачи карт водителям и мастерам по аналогии с ЕСТР. Также коллеги из НАПТА много раз поднимали вопрос о необходимости убрать из приказа невыполнимые требования для водителей и владельцев транспортных средств.  Однако надежды на приведение требований приказа №36 к логической обоснованности, понятности и исполнимости владельцами ТС и водителями в ходе прошедшей регуляторной гильотины не оправдались.

К неразрешимым вопросам можно отнести и следующий: как руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю исполнить требования о лицах, ответственных за эксплуатацию тахографа?

Теперь ФБУ «Росавтотранс» будет должно осуществлять учёт сведений о лицах, ответственных за эксплуатацию тахографов. Давайте представим ситуацию: большое АТП, руководитель назначает нескольких ответственных за эксплуатацию тахографов. Вопросы, остающиеся без ответа: 

  • Обо всех ли назначенных ответственных необходимо информировать ФБУ «Росавтотранс» – или только о тех, на которые получены карты предприятия? 

  • Как поступать, если ответственное лицо уволилось или перешло на более ответственную должность в рамках этого же предприятия?

  • Обязан ли перевозчик информировать ФБУ «Росатвотранс» о необходимости исключить из перечня ответственное лицо?

Или ещё требование из приказа № 440: «водителю должна передаваться одна карта водителя». Следует ли из этого, что водитель не сможет получить вторую карту водителя, если у первой карты не закончился срок действия, а ему предстоит длительный рейс?

Такие же неразрешимые вопросы относятся к обязанностям водителей, содержащимся в пункте 11 приложения №3 к приказу №440. 

Например, одно из требований гласит, что водитель обязан осуществить ввод названия места, в котором начинается период времени управления. Кто-нибудь из водителей смог выполнить это требование и ввести название места?

Надеемся, что АТЭС смогла показать: вопросов больше, чем ответов. По поступающим предложениям от перевозчиков и водителей, АТЭС совместно с ATI.SU запускает серию статей под общим названием «Законодательный тетрис в тахографах».

Эксперты АТЭС и ATI.SU предлагают отдельным специалистам и объединениям транспортных и логистических организаций в области грузовых и пассажирских перевозок принять участие в открытом обсуждении требований приказа №440, чтобы разобраться в хитросплетениях действующих норм и требований и не попасть под административную ответственность.

А также приглашаем представителей законодателей и регуляторов публично объяснить действующие требования, возможные ошибки, совершаемые перевозчиками, владельцами ТС, водителями, экспедиторами, грузоотправителями и грузополучателями.

Для нескольких самых активных участников, которые помогут разобраться в хитросплетениях формулировок приказа №440, подготовлены приятные сюрпризы.
Ассоциация Транспортных Экспертов и специалистов