С каждым годом всё больше регионов отказывается от сезонной просушки дорог. Почему так происходит и причем здесь дефицит грузовиков?
В регионы России пришла весна. Из-за таяния снега несущая способность дорог снизилась, и местные власти по привычке закрывают их для большегрузного транспорта. Интересно, что в 2021 году многие регионы решили отказаться от весенних ограничений.
В 2020 году ограничения были отменены в еще бо́льшем количестве регионов по решению правительства – из-за пандемии COVID-19. Поэтому нынешнюю ситуацию нужно сравнивать с событиями 2019 года: тогда не стали закрывать дороги для грузовиков 18 регионов. В нынешнем году их число выросло до 22. К регионам, решившим отказаться от весенней просушки, присоединись Тамбовская, Кировская, Пензенская, Саратовская и Свердловская области. Липецкая область, не закрывавшая дороги в 2019 году, напротив решила устроить просушку (она завершилась 14 апреля).
Особняком стоит Кемеровская область, где весенние ограничения прошли по нестандартному сценарию. Осевые нагрузки и допустимый общий вес транспортного средства здесь на время просушки снижать не стали; фуры без перегруза продолжили свободно ездить по местным дорогам. А вот разрешения на перевозку тяжеловесных грузов на время ограничений подорожали в 3 раза.
Представители региональных управлений и министерств идут на контакт неохотно и о причинах отмены ограничений предпочитают не распространяться. Тем не менее, в Дирекции транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области нам рассказали, что отменить просушку решили по рекомендации Федеральной антимонопольной службы, выступившей против весенних ограничений двумя годами ранее.
Напомним: в 2019 году ФАС рекомендовала регионам отказаться от весенних ограничений. Поводом для рекомендации стало обращение Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), пожаловавшихся на значительные сложности, с которыми сталкиваются её участники в период просушки.
Антимонопольщики пришли к выводу: ограничения препятствуют свободному перемещению товаров, необходимому для функционирования и развития экономики. Они посоветовали регионам брать пример с Минтранса, в 2018 году отменившего ограничения на федеральных трассах.
К сожалению, к рекомендациям ФАС прислушались далеко не везде. Однако перевозчики из регионов, в которых ограничения больше не вводятся, наверняка благодарны антимонопольной службе за кардинальное решение сезонной проблемы.
Вода камень точит
Своим мнением о причинах и поводах для отмены весенних ограничений с нами поделился член координационного совета ассоциации «Дальнобойщик», владелец транспортной компании из г. Курган Игорь Пасынков:
— В Минтрансе уже давно, с подачи Валерия Евгеньевича Войтко, бытует мнение о том, что движение по дорогам, ведущим от федеральных трасс к основным центрам загрузки, получения грузов, ограничиваться не должно.
Если одни регионы закрывают дороги, то тем, кто их не закрывает, надо бы добавлять деньги на восстановление, реконструкцию дорог, а тем, кто закрывает – наоборот ограничивать получение средств из дорожного фонда.
Если раньше эта мысль высказывалась на собраниях ОНФ и была всего лишь мнением общественной организации, то сегодня её подхватили серьёзные люди из НАМИ, которые профессионально занимаются дорожным строительством. Отраслевая наука по указанию Федерального дорожного агентства перестала вертеть ж*пой и тоже поддержала эту идею.
Собирать деньги с грузовиков уже не получается: их мало, и платить люди не готовы. С транспортом сегодня серьёзные проблемы, машин не хватает везде, а не только в Москве (где перевозчики ездят за 30 тысяч по маршрутам вокруг города, которые совсем недавно стоили 18 тысяч). Автопарки уменьшаются и у частников, и у крупных транспортных компаний. И не только транспортных: посмотрите, что творит «Магнит» - он уменьшает свой парк, оставляет свои машины только для развоза по магазинам. Рыночная ситуация именно такова, с техникой нынче дела обстоят плохо, и возможность зарабатывать деньги на нищих владельцах грузовиков себя исчерпала.
Поэтому злоупотребления, которые допускают чиновники, дают мгновенный негативный эффект. Взгляните на ситуацию с весовым контролем: даже Нижегородская область, которая совсем недавно хвасталась, как много денег удаётся собирать с перевозчиков, сегодня говорит о том, что АПВГК работают некорректно.
Конечно, всюду есть отставные начальники ГИБДД, которые покупают эвакуаторы, открывают штрафстоянки и начинают беспредельничать. Но их действия противоречат глобальным интересам экономики России. Местные власти замечают негативный эффект, и губернаторы начинают задавать вопросы.
Я думаю, весенние ограничения скоро станут историей. Мы же помним, как отменили ограничения на федеральных трассах. Вода камень точит.
Отмена весенних ограничений – объективная экономическая необходимость, она назрела и проявилась уже давно, но сегодня ощущается особенно сильно.
* * *
Справка: весенние ограничения в регионах России – сроки и нормативные акты