Цифровизация поможет налоговой взять автоперевозки под абсолютный контроль: инспекторы будут знать о каждом литре израсходованного топлива и о каждом килограмме неучтенного груза. Так считает владелец ТК из Казани Константин, автор канала "Перевозчик 116".
Тема навеяна тем, что три недели назад меня вызывали налоговики – опрашивали за 16, 17 и 18 года по одному дебильному клиенту, которого мы отгружали. Впоследствии мы отказались работать с ним: он делал такую оптимизацию, что нас постоянно проверяли и камералили.
Расскажу предысторию: она будет интересна и полезна всем, даже логистам и водителям.
АСК НДС-3
До 2015 года схема работы была такой: был клиент, его экспедитор, перевозчик и, возможно, диспетчер со стороны перевозчика. Цепочка могла увеличиваться, но в 70-80% случаев звена было три. Всё было элементарно: цепочки никто особо не выстраивал, деньги заходили, обрабатывались и доходили до перевозчика.
С 2015 года налоговики решили увеличить собираемость и запустили систему АСК НДС-3. Они оптимизировали получение книг продаж и покупок. Мы стали предоставлять все данные, чтобы система видела, какие деньги заходят, а какие выходят. Из большого количества организаций она выявляла неблагонадежных контрагентов, которых уже можно было проверить детально.
Как только система заработала, начались перестройки денежных потоков. Цепочки, в которые встраивали какие-то схемы с движением денег, прикрыли в первую очередь. Банки такие схемы стали просто блокировать, потому что боялись. АСК НДС-3 (программисты над ней, подозреваю, работали толковые) выявляла организации, которые неправильно оптимизировали процессы.
Практически все грузоотправители используют НДС, и чтобы увести его, экспедиторы и транспортники пытались выстроить цепочку, вывести налог на какое-то юрлицо и затем его бросить. Система эта отслеживает и сама выявляет, с кого что можно взять.
Мы думаем, что в налоговой знают о каждом нашем чихе, каждом движении – но это не всегда так.
Там видят, какие услуги вы предоставляете и какие услуги предоставляют вам. У нас, перевозчиков, всё просто: есть заказчик, который дал деньги на перевозку, и есть расходы – ГСМ, зарплата водителей, налоги. Всё это в целом видно, ведь практически все прописывают транспортные услуги в счетах и актах. Визуально налоговики могут увидеть то, что написано в платежке, а дальше они пока залезть не могут.
До 2015 года в налоговой вообще не понимали, что происходит: программ еще не было, а информацию из банков приходилось запрашивать. Налоговики лазили по верхам, а низ жировал. Но сегодня ФНС сузила круг, и если система видит, что наш контрагент что-то делает неправильно, у нас требуют информацию о нём, документы. Но документы – это бумажная волокита: с ними нужно разбираться, тратить человекочасы. Сотрудники пытаются свести их, понять, что и как, вызывают людей на опрос… работы много, а на финише можно ничего не получить.
Электронные транспортные накладные
В большинстве случаев денежный поток сегодня просто рвут, не выстраивая длинную цепочку. Особенно эффективно это для крупных перевозчиков. Я всегда говорил: мы, частники, проигрываем крупным федеральным компаниям, потому что они работают ради таких схем. Для них цель работы – противодействие налоговой, чтобы платить как можно меньше налогов и заработать, максимально оптимизировавшись.
И налоговики придумали, что с этим делать. В прошлом году в России начали тестировать электронные транспортные накладные, а с 2022 года их можно будет использовать наряду с обычными. Эта система называется «Суперсервис 22».
ТТН – документ, который подтверждает наличие договора на перевозку, служит основанием для учета оказанных транспортных услуг и для расчета с перевозчиками. Документ включает в себя сведения, необходимые для организации грузоперевозки, в том числе: сроки доставки, разгрузки и загрузки груза, штрафы за простой и недопоставку груза, вместимость, грузоподъемность ТС, особые условия доставки груза, температурный режим, условия хранения, класс опасности перевозимого вещества.
И электронная ТТН будет включать в себя все эти вещи.
В разделе 3 теперь необходимо указывать объявленную ценность груза. В информации о грузе теперь нужно указывать не только адреса погрузки и выгрузки, но и сведения о лице, у которого забирают груз.
В 2021 году в ней должен быть прописан еще и «физик», которого можно вызвать на допрос, где он сдаст всех с потрохами!
В разделе 11 необходимо указывать регистрационный номер ТС, прицепа и полуприцепа и тип владения – лизинг, собственность, аренда.
Теперь из кучи цепочек станет проще выцепить одну ТТН, выяснить, кто арендатор и всем доначислить НДС.
Подписи сторон необходимо указывать в разделе 15, а в разделе 16 указывать стоимость услуг перевозчика и порядок расчетов провозной платы.
Мы приходим к тому, что в 2022 году налоговики смогут в один клик получать информацию об электронной ТТН, где будет указана фактическая стоимость перевозки. На её основании система будет понимать, за сколько денег отправитель заказал перевозку через экспедитора. Будет понимать путь передвижения денежных средств. Будет понимать, на основании чего на водителя идут отчисления от ИП.
Сегодня в цепочке ногу сломаешь: машина на одном юрлице, сдана в сублизинг второму, второе нанимает водителя, трудовой договор рисуется на третью организацию, и вся эта смесь нанимает экспедитора… А с электронной ТТН всё будет понятно: где грузоотправитель, где грузополучатель, чья машина. Работать с оптимизацией схем станет сложнее, потому что система будет всё видеть.
Электронные путевые листы
Если в 2022 году электронные ТТН начнут использовать наравне с бумажными, то к 2025 году, думаю, они станут обязательными. Мы с этим смиримся. Но смотрите, что будет дальше. Сейчас отлаживают электронные путевые листы, и к 2025 году обязательными могут стать и они.
Путевой лист содержит отметки о предрейсовом медосмотре и техническом состоянии машины.
Путевые листы необходимы, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием ТС – зарплаты водителей, затраты на ГСМ, запчасти, парковку.
Как только запустится электронный путевой лист, система «Суперсервис 22» будет знать, когда машина выехала и для какого клиента, где она проехала, где остановилась, сколько заправила, почему расходует в 10 раз больше соляры чем может, почему водитель проехал за сутки 4000 километров (бывает и так по документам!), какой механик её выпустил, какой медик осмотрел водителя, сколько горючего осталось в баке.
Возможно, что к 27-28 году все бумаги мы будем заполнять через интернет. Уже готовится личный кабинет перевозчика. Нас постепенно убеждают, что безбумажные перевозки упростят оформление и облегчит работу сотрудников.
Собирать налоги сегодня непросто, перевозчики понимают, что заработать на перевозках сложно и разрабатывают различные схемы. У налоговой есть понимание потоков, а понимание того, какой груз какой машиной куда передвигается появится с 2022 года. Года три это будут тестировать, и в 25-26 году выйдет постановление о частичном или полном переходе на цифру. «Будьте любезны, в обязательном порядке заполняйте электронные ТТН и путевые листы, иначе штрафы»: разговор будет такой.
А тестируют все эти электронные документы крупные транспортные компании, и через несколько лет у них будет полное понимание, как с ними работать.
Налоговая будет видеть всё. Но как понять, что по факту проехала именно эта машина, или электронная ТТН составлена на одну, а загрузилась другая? Жрёт она 35 литров или 45? А может, где-то она встала и её перегрузили? Это очень сложно зафиксировать с ТТН, но всё идёт к обелению. Борются сейчас не с нами, а со схемами, которые придумали крупные игроки – это схемы с ГСМ, с быстрым списанием запчастей, с покупкой новых автомобилей, их быстрой амортизацией, продажей и выводом денежных средств. Борьба нацелена на них, но пострадаем в большей степени мы, потому что они подготовятся.
Система «Автодата»
Последний гвоздь в крышку гроба всего этого безобразия – проект «Автодата», о котором стало известно в начале года. Это аналогичный тахографу блок, который сейчас разрабатывается. Как черный ящик в самолете, но более хитрый – он будет в режиме онлайн отправлять всю информацию в облако. Он будет стоять в машинах, которые принадлежат юрлицам и ИП, занимающимся перевозкой грузов.
К 2030 году они засунут этот блок в тахограф, и информация с него будет подтягиваться к электронным ТТН и путевым листам. И настанет раздолье и простор для налоговиков.
Они будут знать, когда мы приехали, сколько мы заправили, куда привезли, как выгрузили, какой обратный груз, почему машина из Новосиба вдруг неожиданно оказалась в Казани или почему пришла с ненормальным расходом и почему машина с общей массой 3,5 тонны тянет 4 тонны. Этот блок нужен, чтобы окончательно нас прижать и видеть в режиме онлайн.
Мы с вами пытаемся разобраться в простых вещах: как бы бабок на топливо хватило, как бы сэкономить на резине, где солярку подешевле заправить, где лишний догруз схватить в груженую машину, чтобы лишних 5-6 тысяч отложить на ремонт прицепа. Мы варимся в этой каше, а над нами сидит большой брат, у которого на данный момент недостаточно информации. Чтобы кого-то схватить и высосать кровь, надо прикладывать дополнительные усилия.
Они поняли, что АСК НДС-3 максимально себя проявила и собираемость уже не увеличить. Надо дополнительно, за счет создания систем, которые вроде бы облегчат труд перевозчиков и грузоотправителей, впихивать эти электронно-перевозочные документы. Потом скажут, что нужен электронный путевой лист, и окончательным обелением будет внедрение «Автодаты», блока, который подозреваю засунут в тахограф. И тогда любой чих, любой перерасход топлива будет грозить проблемами.
Не беда, что ставки не растут, не беда, что проблемы с ГАИ. Мы живём в то время, пока еще можно работать, и большой брат не сжал окончательно клешни.