← Дзен

Диагностическая карта для ОСАГО: к каким изменениям нужно готовиться водителям

avtoproblema24.ru

С 1 октября 2021 года изменятся правила прохождения техосмотра. Узнали о нововведениях в процедуре и о том, как на этом зарабатывают мошенники.

Общие положения

Диагностической картой называют документ о техническом осмотре и исправности машины. Процедура создана для того, чтобы проверить рабочее состояние транспортного средства и обеспечить водителю и пассажирам безопасность перевозки. Если в машине что-то не работает или вызывает сомнения у специалистов техобслуживания — владельца отправят исправлять замечания. За повторную проверку придется заплатить еще раз. Документ подтверждает исправность транспорта, и только при его наличии можно оформить полис обязательного страхования.

Документ включает 65 пунктов: от исправности тормозов до наличия огнетушителя, и все они должны быть проверены специалистом. Карта оформляется не на водителя, а на транспорт. При сделке купли-продажи переоформлять данный документ не требуется. Проходить очередной технический осмотр нужно только после окончания срока действия текущей карты. Документ о прохождении ТО не обязательно возить с собой для предоставления сотруднику ГИБДД. Вся информация содержится в базе данных, к которой сотрудник может обратиться по запросу.

Какому транспорту потребуется

Владельцы всех транспортных средств, кроме идущих на гусеничном ходу и транспорта Вооруженных сил РФ, обязаны проходить техосмотр. Периодичность процедуры зависит от года выпуска ТС, вида и назначения перевозки. Легковые машины освобождаются от обязательной диагностики на первые 4 года с момента производства. Отсчет возраста транспорта начинается не с момента, когда его впервые купили, а с года

произ­водства. Если машине от 4 до 10 лет, её нужно проверять раз в два года, после 10 — каждый год. Такие же правила теперь действуют в отношении мотоциклов, лёгких грузовиков (грузо­подъёмность до 3,5 т), прицепов и полу­прицепов. Такси, автобусы, учебные машины автошкол и грузовики (грузо­подъёмностью более 3,5 т), в возрасте до пяти лет должны будут ездить на ТО ежегодно, а старше пяти лет — каждые полгода.

Какие изменения закона вступят в силу

Электронная версия

До октября этого года официально получить электронную карту о диагностике нельзя! Все имеющиеся предложения в интернете – попытка выманить деньги. Если в ходе разбирательств выяснится, что автовладелец купил диагностическую карту без реального осмотра на станции ТО, документ признают подделкой, а страховая компания откажет в оформлении ОСАГО. Подделка карты грозит не только аннулированием и финансовыми затратами на прохождение официальной процедуры, но даже уголовным сроком. За нарушение наказывают по ч.­ 3 статьи 327 УК «Приобретение, хранение и использование заведомо поддельного документа, предо­став­ляющего право или освобож­дающего от обязан­ностей» и могут лишить свободы на срок до одного года.

Пользователь Shurhenchik делится мнением: «Вообще не понимаю, отчего так много народу обращаются к жуликам, пройти ТО совсем не трудно и по времени немного».

Фотографии транспорта

Автомобиль будут фотографировать до и после технического осмотра, а также указывать на фотографии время и геолокацию съёмки. Фотография должна быть сделана не менее чем за 150 метров до въезда на осмотр, иначе система не распознает транспорт.

Электронная подпись

Когда специалисты проверят машину и подтвердят её безопасность и исправность, сотрудник центра внесёт эту информацию вместе с фотографией в базу, а также заверит квалифицированной именной подписью. Её невозможно подделать и использовать на разных устройствах. Подпись ввели взамен авторизации специалиста по паролю. Участились случаи, когда злоумышленники взламывали аккаунт оператора и делали документы незаконно. После введения использования цифровой подписи такая схема перестанет работать. Эти меры были приняты для минимизации подделок на рынке.

Срок действия

Карта действительна с момента, когда информация об исправности транспорта загружена в базу ЕАИСТО, то есть «не отходя от кассы». Раньше на загрузку информации отводились сутки. Однако если на станции сломался компьютер, завис интернет и нет доступа к базе, с 1 октября 2021 года оператор обязан внести номер диагностической карты и другие данные в ЕАИСТО в течение суток и составить акт о технической неполадке. Кроме того, из-за отсутствия доступа к базе оператору запрещено принимать новые машины до исправления неполадок. То есть если вы приехали к станции ТО, а там отключили интернет – придется подождать или вернуться в другой день.

Оплата

Стоимость услуги зависит от региона и вида транспорта. На апрель 2021 года в Санкт-Петербурге варьируется в следующих пределах:

Аккредитация

До прохождения техосмотра владельцу транспорта необходимо проверить государственную аккредитацию станции техобслуживания. Список аккредитованных станций опубликован на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) https://oto-register.autoins.ru/pto/. Разрешение выдают только тем компаниям, у которых есть необходимое оборудование и должным образом подготовлены специалисты. Также вы вправе лично убедиться в легитимности работы станции и спросить документ, подтверждающий аккредитацию.

Область аккредитации

Пункт ТО самостоятельно выбирает область аккредитации, по которой он может проводить диагностику исходя из наличия оборудования и величины помещения. К примеру, некоторый пункты работают только с легковушками из-за недостаточной высоты помещения, а кто-то только с грузовиками, потому что цена за услугу выше. Однако автовладелец не может получить диагностическую карту на станции, в область аккредитации которой не входит его вид транспорта. Даже если водитель устно договорится на станции о проведении техосмотра, в область аккредитации которой он не попадает, при загрузке фотографии и номера машины в базу ЕАИСТО, система не позволит оформить диагностику.

Место получения

Автовладельцы вправе проходить техосмотр в любом регионе, без привязки к месту прописки владельца и регистрации транспорта. Также с октября 2021 года появятся передвижные пункты ТО там, где нет стационарных, например, в отдаленных районах областей.

Что будет, если обойти закон

За отсутствие диагностической карты пока не наказывают, а вот штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет 800 рублей. С 1 марта 2022 года контроль будет ужесточён. В силу вступят изменения в законо­дательстве, принятые в рамках реформы. К примеру, статья 12.5 КоАП уже допол­нена частью 1.1, где за неоформ­ленный должным образом документ будет выписан штраф в размере 2000 рублей.

Екатерина Бирюля