← Дзен

Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики

tlkskat43.ru

К перевозке негабаритного груза, в народе — «негабарита», «крупногабарита», — требуется особая подготовка, а транспортировать его можно только со спецразрешением.

В эту категорию зачастую попадают сельхоз- и прочая спецтехника (комбайны, трактора, подъёмные краны, асфальтоукладчики, буры, экскаваторы), моторные лодки, трансформаторы, большие балки, какие-либо монументы, котельное оборудование и т.д.

Груз, не вмещающийся в стандартное ТС, признаётся негабаритом. Причём таковым он может оказаться не только по размеру, но и по весу.

Однако сейчас речь пойдёт о перевозке груза, не превышающего допустимого веса.

Фото: vatlogistic.ru

Параметры негабарита:

  • Выше 4 м,
  • Длиннее 12 м — у одиночных ТС, прицепов,
  • Длиннее 20 м — у автопоезда,
  • Шире 2,55 м,
  • Шире 2,6 м — у изотермических кузовов.

*Эти параметры определены с учётом размеров самой машины и упаковки груза. Предельно допустимый свес — 2 м.

Подробнее о нормативных актах, регулирующих автоперевозки негабарита по территории РФ

Перед перевозкой негабарита необходимо предусмотреть сложности, с которыми вы можете столкнуться при транспортировке, подготовить документы, а во время транспортировки — соблюдать все требования законодательства РФ и ПДД, дабы не получить штраф (от 2 т.р. для физлиц до 500 т.р. для юрлиц) и лишение прав на 6 мес.

Перевозка негабаритных грузов регламентирована ФЗ № 257, рядом ПДД из П. 23., а оформление разрешения — Приказом №107 от 28.03.13.

ФЗ № 257: из 31-й ст. ( гл. 5)

  • Перевозка КГТ (крупногабаритных, тяжеловесных грузов) на автомобиле возможна только после оформления спецразрешения;

  • Маршрут будущего перевозчика КГТ требует согласования с владельцами дорог и объектов ж/д, где он пролегает;

  • Перевозчик возмещает причинённый им ущерб.

ПДД (П. 23) обязывает водителя перед перевозкой и в процессе следить за грузом, креплениями, дабы не допустить падения негабарита и создания им помех на дороге. Здесь же предъявляются требования к расположению опознавательных спецзнаков.

Перевозка негабарита даже с разрешением не может осуществляться, когда он:

  • мешает вождению;
  • заслонил собой видимость шофёру;
  • плохо влияет на состояние ТС;
  • издаёт шум;
  • загрязняет дороги и окружающую среду;
  • заслоняет знаки регистрации, внешнее световое оборудование, световозвращатели и пр. опознавательные элементы;
  • создаёт препятствия восприятию сигнализирования рукой.

В П. 23 ПДД уточняется: по мере необходимости шофёр устанавливает дополнительные зеркала, размер которых, как и других наружных съёмных элементов, не входит в понятие «габариты ТС».

Ехать с негабаритом по городу можно только ночью, пока трафик разгружен. Запрещается везти негабарит: при плохом обзоре — до 100 м, в гололедицу, в шторм и обильный снегопад.

Прицеп с негабаритом оснащают стояночным тормозом, дополнительным тормозным оборудованием.

Автопоезд, гружёный крупногабаритом, следует оснастить противооткатным механизмом, при этом на тягач устанавливается тормозная педаль, а на полуприцеп — стояночная тормозная система.

Перевозчик негабарита с разрешением на руках ставит себе на ТС опознавательные знаки (П. 5.9 Инструкции Минтранса):

1. «Автопоезд» — когда у грузовика 1 и несколько прицепов: 3 горящие лампочки на крыше или светящийся треугольник.

Фото: yvezi.ru
Знак "Крупногабаритный груз"

2. «Крупногабаритный груз» — бело-красного цвета квадрат. Устанавливается, когда груз выступает за пределы машины: сзади на 1 м и не более 40 см с края.

3. «Длинномерное ТС» — прямоугольный жёлтый щиток с красной каймой на задней части грузовика, при превышении габаритов ТС на 20 м.

В темноте и по плохой видимости на грузовик с негабаритом спереди указывает фонарь или белый световозвращатель, а сзади ­— фонарь или красный световозвращатель.

Если же все эти требования не соблюдены, водитель устраняет нарушения и только после этого продолжает путь.

Знак "Длинномерное ТС"

Спецразрешение на перевозку негабарита

Перевозчик негабарита основательно продумывает маршрут и оформляет документацию, без которой движение с таким грузом недопустимо!

Каждая особенность дороги и состояния покрытия может служить поводом для дополнительных запросов и даже препятствием для получения разрешений на негабарит.

Перевозчику нужно внимательно изучить информацию о мостах и прочих сооружениях, которые будут у него на пути. Несоответствие качества дорожного покрытия может замедлить процесс оформления разрешений до тех пор, пока оно не будет отремонтировано.

Если предполагается провоз негабарита по трассам фед. значения или по территории нескольких субъектов, разрешением будет заниматься Росавтодор. Для движения с негабаритным грузом по дорогам регионального или межмуниципального значения, не затрагивающего фед. трассы, разрешение запрашивается через орган исполнительной власти.

Проезд с негабаритным грузом дорогами местного значения муниципального р-на (нескольких поселений в границах муниципального р-на), дорогами местного значения гор. округа, поселения — должны согласовывать органы местных самоуправлений. А если речь идёт о частной автодороге, разрешение получают у собственника.

При прохождении маршрута через ж/д-объекты: переезды, мосты, путепроводы, автодорожные путепроводы на балансе ж/д, его согласовывают с начальниками дистанций ж/д.

Перевозчику негабарита может потребоваться машина сопровождения. Если груз имеет ширину более 6 м, нужно обратиться в полицию, где определят, насколько сопровождение актуально.

Будьте готовы потратить как минимум 2 недели на оформление и получение разрешения на негабарит.

Вам не выдадут разрешения на перевозку негабаритного груза, если ваш груз можно возить частями.

Образец разрешения. Фото: negabarit-cherepovets.ru

Разрешение действует только одну перевозку, конкретный маршрут, в чёткий срок.

Помимо условно стандартных перевозок негабаритных грузов, нужно иметь в виду понятие «спецпроект».

Когда негабарит выше 4,5 м, нужен спецпроект маршрута, без тоннелей, проездов под мостами, ж/д переездов и т.д., а иногда и электрических сетей с линиями передач (также возможен вариант их подъёма спецтехникой и возведения новых объездов). Примерно то же касается негабаритного груза длиной более 35 м и шириной более 5 м.

Почти за каждый нюанс в организации перевозки негабарита может взиматься плата.

Международные перевозчики негабаритного груза тоже получают пропуск у ГИБДД, но на их работу распространяются требования и правила международных документов.

Оформление заявления

Процедура регламентирована Приказом № 258. Заявку на негабаритную перевозку легко оформить при помощи «Госуслуг». Ещё её можно подать лично, почтой, через факсимильную связь (с параллельным предоставлением оригиналов) или через законного представителя.

Подача заявления доступна как от ИП, так и от физ- и юрлиц (главное, чтобы юрлицо признавалось законами РФ). Заявитель выплачивает пошлину за эту процедуру. Ответ получает он или его законный представитель.

Скриншот: сервис Госуслуги

Вы должны расписать маршрут, вид перевозки, сроки, кол-во поездок, габариты, массу и сведения о делимости груза. Вам потребуются копии автодокументов, схема осей, распределения нагрузок на них, колёс, крепления и список тех. требований к его перевозке.

Но на разрешении дело не заканчивается. Предстоит утверждение маршрута с тем ГИБДД, где вы планируете свой старт.

Сложности с негабаритом в Приморье

По факту трудностей в организации перевозки негабарита иногда оказывается ещё больше. Так в апреле 2019 года стало известно, что власти Приморского края не выдают разрешений на перевозку негабаритных грузов порожним ТС, предназначенным для перевозки негабарита.

Директор краевого Департамента транспорта и дор. хоз-ва начал по-своему трактовать правила перевозки негабарита в регионе и выдачи разрешений, а его точку зрения поддержал губернатор!

Эта новость взбудоражила перевозчиков, так как ситуация вышла уникальная: власти ссылались на приказ Минтранса, там отвечали: в приказе говорится совсем о другом, а бизнес в это время терпел серьёзные убытки.

Роман Кадулин