← Дзен

Каким будет штраф за отсутствие диагностической карты и за что её могут аннулировать?

Twitter

Как изменится процесс оформления диагностической карты и наказание за её отсутствие (подделку) в 2021-м году?

Тема штрафа за отсутствие диагностической карты до сих пор не даёт покоя автомобилистам, судя по обилию противоречивой информации и бурных обсуждений в Интернете.

На некоторых сайтах компаний, предоставляющих юридические услуги автовладельцам, прямым текстом написано: «такой штраф в Российской Федерации не существует» – однако эта информация не соответствует действительности.

Штрафная санкция за отсутствие техосмотра предусмотрена законодательством РФ, но применять её сотрудники ГИБДД смогут только с 1 марта этого года. Соответствующий закон должен был вступить в силу ещё в августе прошлого года, но из-за событий, связанных с пандемией, срок сдвинули.

Возможно, дезинформацию распространяют фирмы, специализирующихся на продаже поддельных диагностических карт, которые хоть и подтверждаются базой данных РСА, но выдаются без фактического осмотра. Отсюда и распространённый миф о том, что диагностическая карта – просто формальность, без которой не оформить полис ОСАГО, а проверять её подлинность никто не будет. Кстати, и за оказание этой услуги для должностных и юридических лиц существуют штрафы, и для последних они достаточно крупные – от 200 000 до 300 000 рублей.

За непройденный ТО и отсутствие диагностической карты Федеральным законом от 26.07.2019 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрен штраф в размере 2 000 рублей.

Формулировка в редакции от 26.07.2020 года выглядит так:

«Управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.»

Согласно примечанию, человека, совершившего данное административное правонарушение, не могут повторно привлечь к ответственности в течение последующих 24-х часов с момента его выявления. Таким образом нарушителю даётся время на то, чтобы он мог завершить свой маршрут и озаботиться оформлением диагностической карты, не получив ещё один штраф за отсутствие таковой во время ближайшей проверки.

Кроме того, сумма штрафа является фиксированной и не увеличивается, если водителя привлекают за это нарушение несколько раз в год.

До нововведений, прописанных в ФЗ № 219, за отсутствие техосмотра сотрудники ГИБДД выписывали нарушителям штраф на 500 рублей при первичном нарушении и на 800 рублей – при повторном, распространялся он на водителей такси, грузовиков и автобусов, согласно ст. 12.1 КоАП. 

Оцифровка и аннулирование диагностических карт

На основании Постановления Правительства РФ №1434 от 15-го сентября 2020 года в России появится процедура аннулирования диагностической карты. Новые правила, касающиеся техосмотра автомобилей должны были вступить в силу с 1-го июня 2020-го года, но из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, эту дату перенесли на 1-е марта 2021-го.

В России сложилась практика покупки диагностических карт вместе с полисами ОСАГО, в то время как у первого документа есть собственный срок годности. И чтобы изменить эту ситуацию, была продумана новая реформа техосмотра автомобилей.

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал соответствующее Постановление, текст которого опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Планируется, что руководствоваться новыми правилами российским автомобилистам предстоит как минимум в течение 6-ти лет. В числе нововведений: оцифровка диагностических карт, фоторегистрация процедуры техосмотра с указанием места и времени и аннулирование недействительных диагностических карт сотрудниками ГИБДД.

Аннулировать карту будут в случае, если выяснится, что фактически машина не проходила техосмотр или прошла его с нарушениями требований безопасности. 

В этом случае владельцу карты грозит не штраф, но оформление новой карты в соответствии с актуальными требованиями законодательства.

Сама диагностическая карта, как сказано выше, станет электронной за электронной же подписью эксперта, проводившего диагностирование. При необходимости автовладелец сможет получить и бумажный её аналог, но потребуется он только при выезде за границу. Все сведения о техосмотре попадут в Единую автоматизированную систему техосмотра (ЕАИСТО), где они будут храниться не менее 5-ти лет.

Роман Кадулин