Учредитель и директор транспортной компании из Таганрога считает, что массовый переход на патентную систему налогообложения может разорить малый и средний бизнес. Приводим негативный прогноз предпринимателя без купюр.
Все мы ждем от наступающего года позитивных перемен. Но что же он нам принесет? Однозначно, подъем! Подъем экономики в общем и грузовых автоперевозок в частности. По всем законам рынка, мы наконец достигли дна, и с 2021-го начнется резкий подъем: объем перевозок к маю 2021 года не только достигнет прежних объемов, но значительно их превысит. Активизируется рынок продажи транспорта, действующие перевозчики на фоне резкого увеличения спроса начнут наращивать парк, льготный лизинг от государства только укрепит уверенность представителей данной сферы в завтрашнем дне. Даже рост цен на топливо не остановит напора уставших от ожидания транспортников.
Наступающий год несет нам не только выход из кризиса, но и изменения в налоговом законодательстве: предан забвению налоговый спецрежим ЕНВД. Если что-то забираешь — надо дать что-то взамен; видимо, этим принципам следовало государство, когда взамен ЕНВД предложило воспользоваться патентом.
Грузоперевозчики поворчали, но смиренно приняли замену. На самом деле государство приложило все усилия, чтобы отмена ЕНВД прошла гладко. Расширило сферы применения патента, провело просто бесчисленное множество семинаров: как своими силами, так и с помощью различных бизнес-сообществ. На этих семинарах разъяснили все аспекты, не осветили только одну маленькую проблему: патент не подходит для компаний, занимающихся грузовыми автоперевозками, так как действует только в регионе его получения, а 98% грузоперевозок осуществляется в межрегиональном или международном сообщении.
Сейчас многие аудиторы и налоговые консультанты уверяют, что все нормально — осуществлять перевозки по одному патенту можно куда и откуда угодно, главное, чтобы договор был подписан в регионе действия патента, трясут письмами Минфина, утверждая, что там все разъяснили.
Действительно, там все разъяснили! Согласно письму Минфина России № 03-11-11/78446 от 11.10.2019, перевозчик имеет право в рамках одного патента загрузиться в регионе действия патента и отвезти груз в любой город любого региона, только загрузиться в обратном направлении с другого региона по данному патенту он не сможет, а времена, когда заказчики оплачивали обратный пробег, уже давно прошли.
В данный момент мы активно ведем разъяснительную работу с компаниями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по грузовым автоперевозкам, но, к сожалению, людей, пропагандирующих утопию о светлом патентованном будущем, намного больше, и люди охотнее верят в то, что хотят услышать, а не в реалии современной экономики.
На самом деле не все так страшно: необходимо просто, помимо патента, перейти на упрощенную систему налогообложения. В связи с тем, что компаниям, долго работающим на ЕНВД, непросто сразу перестроиться на налоговые режимы, требующие учета расходов, мы советуем перейти на УСН с доходов 6%.
Также хочу акцентировать ваше внимание на том, что вам необходимо иметь минимум два кода ОКВЭД для одновременного применения УСН и патента.
Чем обусловлено данное требование, я сказать не могу; его мне озвучили специалисты горячей линии ФНС России; комментариев и нормативной базы при этом дать не смогли.
В итоге да, 2021 год принесет перевозчикам много положительных эмоций и хорошую прибыль, но уже в начале 2022‑го к ним придут акты ФНС на астрономические суммы, так как минимум на половину всех выполненных перевозок будут начислены налоги по Общей системе налогообложения, штрафы и пени.
2022 год мы запомним с вами как год, в котором малый бизнес умер в сфере грузовых автоперевозок. Однако обычный человек этого не заметит, так как крупный бизнес сейчас активно наращивает подвижный состав, лоббирует хартии, готовится пировать на костях малого бизнеса.