На вопрос "когда нужно продавать подержанный грузовик?" у каждого предпринимателя найдется свой ответ. Есть ли смысл в использовании подержанного транспорта, если финансы позволяют приобрести новый?
В прошлом материале об оптимизации расходов транспортных компаний мы рассмотрели пять основных статей расходов, имеющих наибольший потенциал для сокращения. Пожалуй, самая интересная из них – это затраты на обновление автопарка. В этом вопросе у каждого перевозчика есть своя стратегия; как правило, она обусловлена финансовыми возможностями компании.
Страна стареющих грузовиков
Средний возраст грузовиков в России растёт. В 2015 году он достиг 18 лет, а в 2020 превысил 21 год. На сегодняшний день две трети зарегистрированных в стране грузовых автомобилей уже отметили 15-летие.
Весомая часть подержанных машин принадлежит различным государственным структурам и коммунальным службам. Немало ветхих большегрузов и у коммерческих перевозчиков: в регионах России до сих пор работают видавшие виды "американцы" и КамАЗы, увидевшие свет в девяностые годы.
Очевидно, что солидный возраст российских грузовиков связан, в первую очередь, с экономической ситуацией:
сложно представить предпринимателя, который не покупает новый тягач не из-за отсутствия возможности, а из-за любви к старой машине.
Если же рассматривать подержанные автопоезда в возрасте 5-7 лет, мотивация владельцев бизнеса становится не такой очевидной. Нередко перевозчики используют купленные у дилеров автомобили после истечения гарантийного срока, даже если имеют возможность приобрести новые. Их логика понятна: зачем тратить деньги, если грузовики продолжают работать? Попробуем разобраться, насколько оправдан такой подход.
Лучший возраст для продажи
Эксплуатационные расходы на содержание условного пятилетнего тягача с полуприцепом составляют 2,4 млн рублей за 5 лет, или 480 тыс. рублей в год. В эту сумму входят техосмотры с заменой масла, фильтров и других расходников, а также траты на запчасти и ремонт. Понятно, что приведенная цифра является усредненной: если у машины с истекшим гарантийным сроком выйдет из строя двигатель, коробка передач или дорогостоящая электрика, затраты резко возрастут. А чем старше возраст автомобиля, тем выше вероятность таких поломок: это одна из причин, по которой крупные автопарки стараются избавляться от тягачей сразу по истечению срока гарантии.
В то же время машину, недавно отметившую своё пятилетие, можно выгодно продать. Если тягач обслуживался у официального дилера, не попадал в ДТП и находится в хорошем состоянии, его стоимость может превышать половину первоначальной. По расчетам компании "Технолизинг", если машина продается за 60% от суммы, уплаченной при покупке дилеру, а первый взнос по лизингу покрывает половину стоимости нового грузовика, его владелец остается в плюсе.
Почему владеть новым грузовиком выгоднее, чем старым?
Во-первых, новый грузовик почти всегда готов к работе. Если у машины возрастом более трёх лет коэффициент выхода на линию может опускаться ниже 70%, то для нового тягача этот показатель составляет 97%, что неудивительно: свежая техника ломается гораздо реже. Неполадки, которые могут произойти в первые годы, обычно незначительны и устраняются в ходе плановых техосмотров.
Во-вторых, следует учитывать экономию на налогах при лизинге. По расчётам "Технолизинга", при покупке нового тягача DAF стоимостью ₽7 050 тыс. она составит ₽1 271 тыс. по НДС и ₽1 667 тыс. по налогу на прибыль.
Это основные финансовые причины, которые лежат на поверхности. Есть и менее очевидные, но не менее весомые доводы в пользу покупки новых тягачей.
Один из них – решение кадрового вопроса. Не секрет, что в России (как и в других странах мира) растёт нехватка профессиональных водителей. Работа дальнобойщика сегодня не так престижна, как раньше и не привлекательна для молодёжи. Особенно остро эта проблема стоит в экономически развитых регионах: в Центральной России, в Поволжье, на Северо-Западе. Вакансий здесь много, а потенциальных сотрудников мало, поэтому у соискателей есть возможность выбора.
И неопытный новичок, и водитель с многолетним стажем при прочих равных условиях предпочтут компанию, автопарк которой укомплектован новыми грузовиками: они проще в управлении, комфортнее и реже ломаются. Последний пункт имеет немалое значение: водители сегодня зачастую не умеют, да и не хотят заниматься ремонтом техники в полевых условиях.
От возраста автомобилей зависит конкурентоспособность транспортной компании. Серьёзные заказчики досконально проверяют своих контрагентов перед заключением долгосрочных контрактов, и возраст машин может сыграть решающую роль. Ломаются новые большегрузы реже, а это значит, что риск задержек и срывов снижается.
Выходит, что новые грузовики приносят своим владельцам ощутимо бо́льшую прибыль, чем подержанные машины.
Решившись на покупку нового транспорта, предприниматели могут обеспечить себе стабильную и высокую прибыль на несколько лет вперёд. Расходы в значительной степени компенсируются выручкой от продажи старых машин, а выгода, которую принесут новые грузовики, станет залогом для дальнейшего развития бизнеса.
Вывод
От затрат на обновление автопарка никуда не деться: машины устаревают, и рано или поздно их придётся продавать, чтобы купить новые. Важно правильно выбрать момент: не стать обладателем неликвидной устаревшей техники, денег от продажи которой не хватит даже на первоначальный взнос по лизингу. Вкладываясь в покупку новой машины, предприниматель совершает долгосрочную инвестицию, которая может принести ему существенную прибыль – и в этом случае увеличение расходов в краткосрочной перспективе может быть не просто оправданным, а лучшим из возможных решений.
Стоит отметить, что и другие статьи расходов транспортных компаний можно эффективно оптимизировать – например, расходы на дизельное топливо. Существует множество способов сократить траты на горючее: в их числе использование энергоэффективных шин.
Посчитайте, сколько денег можно сэкономить, переобув грузовик в такие шины!
Одним из наиболее эффективных решений в этой области являются MICHELIN X MULTI ENERGY – революционная модель шин для автопоездов, которая может экономить до ₽225 тыс. в год в сравнении с обычными грузовыми шинами. Более подробно экономику использования энергоэффективных шин мы рассмотрим в будущих материалах.