← Дзен

"Полное одичание грузоперевозок". Дальнобойщик поделился впечатлениями от рейса после 10-летнего перерыва

Фото: zr.ru

Устройство "Платона", завернутое в фольгу, ужасное состояние машины, едва не обернувшееся катастрофой и постоянные звонки от назойливого начальника – такой стала для экс-дальнобойщика Дмитрия первая поездка после длительной паузы.

Дмитрий – профессиональный водитель: он возил грузы на собственном автомобиле по России, работал и на международных маршрутах. В 2009 году он продал свою машину и отошел от дел. Недавно Дмитрий решил "вспомнить молодость" и согласился выполнить простой рейс из Санкт-Петербурга в Вологодскую область, там же захватить груз и вернуться обратно. Чем обернулась эта затея, дальнобойщик рассказал подписчикам канала "Дальнобой PRO"

— В один из последних апрельских деньков я ехал на велосипеде по лесу и как обычно думал, как сделать жизнь автоперевозчиков и водителей легче и помочь им зарабатывать больше. И тут зазвонил телефон. Это был мой друг Юра.

— Здорово, дружище! Тут такая тема: человек, которому я перегонял машину, просит подменить его на пару-тройку рейсов. А мне некогда, работы – завал. Ты у нас самый продвинутый из всех дальнобоев: знаешь законы, умеешь рулить, куча опыта. Попробуй, он хорошо платит!

Итак, Юра сбросил мне контакты и я перезвонил хозяину грузовиков. Я сразу предупредил его, что езжу по РТО – не спеша и с расстановкой. На что он сказал;

— Что ты, конечно! Нельзя гонять, нужно высыпаться.

Запомните этот момент: он, как говорится, еще всплывет.

Выслав ему свои данные я вернулся в город и стал ждать обещанного звонка. И тут я как бы вновь вошел в мир грузоперевозок, основная черта которого – неопределенность и непредсказуемость. Ты не знаешь когда поедешь, когда приедешь, когда получишь деньги и так далее. Особенно если работаешь один на своей машине или если ты водитель у такого вот частника-одиночки. 

Ну так вот, прождал я целый день, уже вечером позвонил сам и узнал, что может быть погрузка будет завтра. На следующий день он позвонил первым и уточнил, что погрузка будет ночью, поэтому за машиной надо заехать вечером. А пока, сказал он, отоспись. Я что, космонавт – после ночного сна опять приказать себе лечь спать днём? Так или иначе, я стал собираться.

Я не буду называть имен хозяина машины и диспетчера, потому что хочу показать не конкретных людей, а массовое явление, которое можно назвать так: полное одичание грузоперевозок. Не всех, конечно, но некоторых их разновидностей.

Вечером, в назначенное время я прибыл к месту нахождения автомобиля. Выезд на чужой машине – всегда риск, а в данном случае нормально осмотреть и принять машину мешали темнота и внезапно начавшаяся спешка. И ладно еще, если в рейсе вылезут неисправности, не влияющие на безопасность, но в моем случае чуть было не произошло кое-что похуже.

Сев в кабину, я получил от хозяина машины несколько инструкций насчет того, как и куда проехать. А документы? Оказалось, что он работает почти под черным флагом: путевого листа нет, карточки МАП для аналогового тахографа нет, «платоновское» устройство завернуто в фольгу, в документах на груз (это я увидел уже после погрузки) перевозчиком числится какое-то ООО типа "Солнышко". Почти под черным флагом – потому что сцепка была оформлена всё же на него, а не на бомжа. Вот как раз свидетельство о регистрации ТС, вложенное в ОСАГО, он мне и дал – и 2000 рублей "на проход". Мы, говорит, всегда так ездим: любой вопрос на трассе решаем пятисоткой.

Для меня это оказалось полной неожиданностью: даже в лихие 90-е в моем грузовике всегда лежал путевой лист, лицензия (кто-нибудь помнит о них?) и другие документы.

Даже тогда все было более-менее оформлено. А тут меня как будто бы перетаскивают в противоположный лагерь. Поэтому я сказал, что в случае проблем буду звонить ему, пусть сам разбирается. Он тоже удивился, но сказал, что сейчас на этой дороге (Питер-Вологда) никого не трогают. Забегая вперёд, скажу, что эти деньги мне пригодились, но не на взятки, а на ремонт машины.

Итак, я выехал, добрался до погрузки и к 3 часам утра был загружен. Мне нужно было доставить груз в Вологодскую область, забрать "обратку" в соседнем городе и вернуться в Санкт-Петербург. Поскольку никаких сроков поставлено не было, я хотел сразу за воротами лечь спать, но все же решил выбраться в область по свободным утренним дорогам, и в 6 утра был на трассе Р-21 "Кола".

Могу поделиться ощущениями. Не скажу, что я тосковал все эти 10 лет. Сейчас у меня нет никакой ностальгии. Довольно-таки скучная работа. Меня даже удивило, что не возникло никакой эйфории от того, что я опять в рейсе.

Часиков в 9 утра я выехал на Пикалевскую объездную и стал прикидывать, где бы позавтракать. В целом за этот день я планировал пройти поворот на Череповец и где-нибудь между ним и Вологдой встать на стоянку. Но тут позвонил хозяин машины и сказал, что на выгрузке надо быть обязательно сегодня к 4 часам дня. То есть следующие 430 километров мне нужно было проехать за 7 часов с малореальной для автопоезда средней скоростью в 60 км/ч. И даже на обед у меня не оставалось времени. Я говорю:

— Как это так, если я только в 3 часа загрузился?
— Значит, такие перевозки не твоё.

Что ж, это точно не моё. Я ответил, что как смогу, так и приеду. А еще сообщил ему, что с самого начала при движении ощущается небольшая вибрация. Он сказал, что передние колеса неотбалансированы; при этом никаких просьб о проверке тех или иных агрегатов от него не поступило.

Так я и ехал по пустынной трассе, пока где-то за поворотом на Устюжну вибрация не усилилась. Я решил остановиться, чтобы более внимательно осмотреть автопоезд.

Взял балонник и монтировку, стал проверять затяжку колес. И первое же из проверяемых – правое переднее – оказалось практически открученным!

Все гайки затянулись по полному обороту, и это короткой монтировкой. ТО же самое с правой парой ведущего моста. Вы спросите: куда же ты смотрел, когда останавливался? А я отвечу, что в зимнюю погоду со снежной кашей визуально определить слабую затяжку очень трудно.

Здесь, кстати, возникает неоднозначный вопрос: если ты работаешь на подмене, то есть на разных машинах, до какой степени стоит доверять человеку, который передает тебе автомобиль? Нужно ли каждый раз проверять затяжку гаек, измерять давление в колесах, поднимать кабину и прицеп?

Но самый большой сюрприз был еще впереди. Добравшись до левого колеса ленивца, я обнаружил отсутствие половины гаек и прилично разболтавшееся колесо.

Честно говоря, я был в таком шоке, что даже забыл это заснять, ведь километров через 100 колесо могло бы открутиться и вылететь на встречную. К счастью, груза было немного, поэтому ленивец можно было поднять, что я и сделал, закрутив оставшиеся гайки. Дальше я ехал, останавливаясь каждые 50 километров для подтяжки колес. Если переднее правое затянулось хорошо, то гайки правой пары ведущего моста постоянно раскручивались. Как потом выяснилось на СТО, происходило это потому, что внутренне колесо было накачано наполовину, и вся нагрузка приходилась на наружное, которое создавало раскручивающий момент.

Однако обратно меня ждал груз в 20 тонн, и с такой нагрузкой ехать с поднятым ленивцем не позволила бы автоматическая система подвески. Поэтому нужно было срочно найти шиномонтаж, чтобы купить гайки и затянуть колеса ленивца. Я позвонил хозяину машины, и услышав об этом он впал в панику – но не из-за состояния машины, а из-за того, что я уже никак не успевал на выгрузку к 4 часам дня. Оказалось, что эти перевозки были организованы по типу линии, на которой назначалось обязательное время погрузки и разгрузки. Поэтому ждать меня никто не будет и останусь я там до утра, а его теперь отстранят от этой шоколадной работы.

— Всё просрали! – кричал он в трубку.

Затем, малость успокоившись, он настоял на том, чтобы я сейчас не занимался ремонтом, а как можно быстрее ехал на выгрузку.

После этого я стал подумывать о том, чтобы оставить машину на месте выгрузки и вернуться в Питер на поезде, но тут вспомнил, ради чего поехал: как говорится, не пьянки ради и не здоровья для, а чтобы не забыть, как это делается.

Проехав по М-8, я свернул на Грязовец. Городок хоть и небольшой, но ехать по нему можно минут 40, особенно если застрянешь на переезде. Прибыв к месту погрузки к 6 вечера, я совершенно спокойно выгрузился, а примерно в 3 утра был загружен. В провинции люди работают спокойно, и паническая спешка им чужда.

Оставалась проблема с ленивцем. Теперь его было не поднять. Вернее, поднять-то можно, но с такой нагрузкой при достижении определенной скорости он автоматически опускался. Поэтому я скрутил пару гаек с другого колеса и поставил их на злополучное колесо ленивца. Теперь их стало 7. Поспав пару часиков, я пораньше выехал в дорогу и со скоростью 60 км/ч добрался до шиномонтажа на М-8 перед Вологдой.

Ситуация, когда ты садишься на чужую машину, очень опасная, хотя и интересная. Будь ты самым опытным дальнобойщиком и владельцем своего грузовика, чужую машину ты не знаешь абсолютно. Хозяин автопоезда, на котором ехал я, должен был сказать: Дима, не торопись, подтяни колеса… Но он сказал, что надо выгрузиться, чтобы не выбиться из графика, о котором я изначально не знал. Это что за логистика такая? Я не говорю об РТО, но водителю должно даваться свободное время: только тогда у него появятся "зазоры" на решение внезапных проблем.

Перевозчики по-рабски подчиняются жестким графикам. Каждый стремится предложить клиенту свои услуги – еще лучше, еще быстрее, чтобы у водителя не оставалось ни минуты. 

В 100% случаев такой рвущий ж**у перевозчик рано или поздно не укладывается в сроки. У него возникают проблемы – нервяк, разбирательства с клиентом. Всё это от отсутствия жесткого соблюдения правил игры. Такими правилами мог бы стать режим труда и отдыха или какие-то другие законы.

Разок съездил в рейс – и больше не поеду. По крайней мере, пока этот человек не наведет в своей микрофирме порядок. Но я не думаю, что он будет этим заниматься, потому что контроля за перевозками у нас в стране нет. И появится он, скорее всего, только тогда, когда все документы будут в цифровом виде, и контроль за РТО и тахографами тоже переведут в цифру. Это как с автоматическими весами: несмотря на их несовершенство, несмотря на наличие ошибок перегруза стало в разы меньше, чем раньше. Всё-таки цифровизация работает, когда исключается человеческий фактор.

Источник