В российских городах стартовал эксперимент по тестированию онлайн-тахографов. Законопроект, регулирующих их использование, уже разработан.
В России стартовало тестирование онлайн-тахографов. Внедрение этих устройств позволит выписывать штрафы за нарушение РТО и превышение скорости в режиме онлайн. Таким образом Минтранс рассчитывает автоматизировать контроль над коммерческим транспортом, снизить нагрузку на инспекторов ГИБДД и снизить их количество на дорогах.
По информации ИД «Коммерсантъ», транспортное ведомство уже разработало законопроект, который будет регулировать использование онлайн-тахографов. Он будет представлен правительству осенью текущего года. Предполагается, что после принятия законопроекта его требования вступят в силу через год в Москве и Московской области и через два года в остальных регионах России.
Менять старые тахографы на новые перевозчикам не придётся: законопроект предполагает оборудование новыми тахографами лишь новых машин.
Источники «Коммерсанта» в Минтрансе отмечают, что процесс вынесения штрафа не будет автоматизирован полностью. Решение о назначении наказания будет принимать должностное лицо, анализирующее поступившие с устройства сведения.
Стартовавший эксперимент проводится на пассажирском транспорте в городах-миллионниках. В рамках пилотного проекта подключенные к сети тахографы устанавливают на новые пассажирские автобусы и троллейбусы. Участие в эксперименте подтвердила «Группа ГАЗ»; КАМАЗ на запрос журналистов «Коммерсанта» не ответил. Ожидается, что тестирование завершится уже в этом году.
Обрабатывать данные с подключенных тахографов будет автоматизированная информационная система «Тахографический контроль». Она уже разработана петербургской компанией «Интек», выигравшей тендер в 2017 году. На данный момент система дорабатывается; она также будет испытана в рамках пилотного проекта. Разумеется, во время эксперимента штрафы система выносить не будет.
По мнению опрошенных «Коммерсантом» экспертов, использовать систему для вынесения штрафов за нарушение скоростного режима будет непросто. Юрист движения «Свобода выбора» Сергей Радько отмечает, что для вынесения штрафа за превышения скорости новые тахографы должны будут получить специальные сертификаты, которые приравняют их к камерам видеофиксации, используемым ГИБДД. Он также подчеркивает, что точность измерения скорости должна быть безупречной, а спутниковый сигнал (с помощью которого устройство будет определять скорость ТС) допускает большую погрешность.
Эксперт опасается, что стоимость «доведённых до ума» устройств может достигать нескольких сотен тысяч рублей.
Глава ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин отмечает, что вопросы есть и к удалённому контролю РТО. Сегодня инспекторы ГИБДД, принимая решение о вынесении штрафа, могут учитывать независящие от водителя обстоятельства – например, пробки – и пойти водителю навстречу в случае незначительных нарушений. В онлайн-режиме такие обстоятельства учтены, скорее всего, не будут.
Европейские решения в российских реалиях
Президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин к концепции онлайн-тахографов относится со скепсисом. Он считает, что решить проблему несоблюдения РТО с помощью новых устройств не выйдет.
— У нас не работают обычные тахографы. Почему Минтранс считает, что будут работать новые тахографы? Начинать надо не с тахографов, а с системного наведения порядка в отрасли. Те, кто проталкивает подобные законопроекты, на вопрос «для чего тахограф?» отвечают – чтобы снизить аварийность. Но как контролировать эти тахографы? Обязать всех поставить? А если кто-то их проигнорирует как «Платон»? Кого-то вы будете контролировать, а кого-то не сможете.
У нас на рынке более 50% перевозчиков игнорируют все законы и правила. Если эту проблему не решить, то такие тахографы будут устанавливать только крупные, публичные компании. Но они и так следят за РТО!
Владимир Матягин отмечает, что подобные технологии уже используются в Европе. Однако в странах Евросоюза тахограф, привязанный к почасовой оплате труда, является не только контрольным устройством, но и социальным инструментом, защищающим водителя от злоупотреблений со стороны работодателя. Кроме того, большую часть европейских стран можно пересечь в течение одной рабочей смены. Президент ассоциации "Грузавтотранс" уверен: слепо перенимать западную практику недопустимо.
— Хотите применить европейские нормы – перенимайте весь процесс! Введите почасовую оплату, и тогда я с удовольствием буду 8 часов ехать, а потом отдыхать. Но у нас не Европа, у нас совсем другие проблемы. Основная из них это цены на перевозки, которые застряли на уровне 2009 года, в то время как топливо, запчасти и машины подорожали. Надо об этом думать в первую очередь, а не о высокотехнологичных тахографах, которые перевозчикам ничего кроме головной боли не дадут.
По мнению Владимира Матягина, спущенные Минтрансом законы не создают условий для развития, а напротив – ограничивают транспортную отрасль. Министерство, отмечает эксперт, не уполномочено заниматься грузовым автомобильным транспортом: в зону его ответственности входят другие виды грузоперевозок, строительство дорог и объектов транспортной инфраструктуры, а также международные перевозки, в частности, распределение квот.
— Мне в октябре один из высокопоставленных чиновников Минтранса сказал: нам неинтересно заниматься автотранспортом, у нас такого функционала нет, с нас за это не спрашивают!
Соответственно, законы они принимают не с точки зрения экономических аспектов, а с точки зрения сохранности дорог. Если перевозчик не будет ездить, то им будет хорошо, потому что не будут дороги портиться.
Владимир Матягин считает, что решить проблему нарушений РТО могло бы внедрение почасовой оплаты услуг перевозчиков.
— Если мы установим почасовую оплату, условно, 1000 рублей в час, то водитель с удовольствием будет каждые 4 часа останавливаться и отдыхать, а владелец машины не будет снимать ограничение скорости – потому что оба будут знать, что больше 24 тысяч в сутки им не заработать. Поэтому заказчик постарается обеспечить максимально быструю погрузку и выгрузку на своем объекте, а выбирая перевозчика, он будет обращать внимание на состояние автопарка и количество водителей. Тогда и экономика начнет работать гораздо эффективнее. Вот к чему надо стремиться.