От коронавируса лихорадит не только транспортные компании: проблемы с логистикой возникли у многих предприятий, и каждое решает их по-своему.
Коронавирус обернулся для перевозчиков множеством проблем. Предприниматели столкнулись с организационными и бюрократическими трудностями, а некоторые и вовсе остались без работы. Но проблемы с логистикой сегодня возникают практически у всех предприятий, хоть сколь-либо зависящих от автоперевозок. Мы решили узнать, как выживают в условиях затянувшихся "коронавирусных выходных" заказчики перевозок – ритейлеры и поставщики.
Крутое пике
Компания "Босла" – один из ведущих поставщиков самоклеящихся материалов в России. Её продукция используется, в первую очередь, для маркировки товаров и востребована множеством предприятий, среди которых есть и производители продуктов питания, и автоперевозчики. При этом сырье для производства компания завозит из-за рубежа: с поставками некоторых позиций проблемы уже возникли проблемы.
— Раньше сроки доставки из Европы озвучивались поставщиками заранее и составляли в среднем 3-4 недели, – рассказывает операционный директор компании Максим Нестеров, – но сегодня точных дат уже никто не называет, а ориентировочные сроки начинаются с 6 недель.
Для доставки продукции в регионы "Босла" пользуется услугами крупных транспортных компаний федерального уровня. У них тоже увеличились сроки доставки. По мнению нашего собеседника, это связано с резким сокращением объема перевозок и попыткой снизить издержки. В результате регулярность движения транспорта, которую обеспечивали перевозчики, была нарушена.
— Перевозчики сборных грузов вошли в крутое пике. У них объёмы снизились более чем на 40% относительно аналогичного периода прошлого года. Ожидается дальнейшее снижение до 60%.
Это отражается и на нашей работе: многие перевозчики – наши заказчики. Мы держим под них сырье и теперь приходится думать, куда его переориентировать, ведь у нас есть обязательства перед поставщиками сырья.
Отчасти сбалансировать непростую ситуацию "Босле" помогают заказчики из других отраслей, у которых обороты сегодня растут: это пищевая и фармакологическая индустрия, а также предприятия легкой промышленности, сумевшие наладить выпуск медицинских масок.
В сложившейся ситуации руководство "Бослы" видит определенные плюсы. Во-первых, у компании появилась возможность сократить издержки на перевозках, потому что транспорта на рынке стало значительно больше, чем спроса: логистам есть, из чего выбирать. Во-вторых, значительно упростилась доставка на последней миле.
— Дороги стали свободнее, – объясняет Максим Нестеров. – Если раньше наш водитель в Москве успевал объехать около 6 точек в день, то сегодня он успевает посетить 8-10 точек.
Островок спокойствия
Продуктовый ритейл ощутил на себе влияние коронавируса, но говорить о том, что эта отрасль пострадала от эпидемии, не совсем корректно – магазины продолжают свою работу, а объемы продаж остались на прежнем уровне.
— В течение последнего месяца мы фиксируем рост спроса на перевозку продуктов питания, товаров первой необходимости и средств индивидуальной защиты, – рассказывает коммерческий директор компании "ТРАСКО" Алексей Чиняков. – Люди опасаются распространяющейся пандемии, и это стимулирует повышение спроса на данные категории товаров.
Торговля продовольствием в России сегодня не ограничена: розничные магазины работают в прежнем режиме.
— У нас нет вообще никаких проблем, – рассказывает главный специалист отдела внешних связей Торгового дома "Реалъ" (Санкт-Петербург) Сергей Герасимов. – В нашей сети 80 магазинов, и из-за коронавируса у нас ни разу не было перебоев с поставками. 70% продуктов нам доставляют сами поставщики: ни один из них не жаловался, что машину куда-то не пустили.
Не было у сети проблем и в середине марта, когда многие ритейлеры отмечали ажиотажный спрос на продукты с большим сроком годности.
— Удивительно, что практически неходовые товары тогда начали сметать, – вспоминает Сергей Герасимов. – Небольшой всплеск продолжался 3 дня. Городская администрация потребовала увеличить запасы, и мы это сделали. Но сейчас спрос стабилизировался, и торговли по этим товарам опять нет.
Кратковременный спрос на товары первой необходимости привёл к курьёзной ситуации в морском порту Санкт-Петербурга. Торговые сети, начавшие выполнять распоряжение администрации, закупили большой объем продовольствия и на какой-то период склады оказались забиты им под завязку – поступающие в Санкт-Петербург непродуктовые грузы оказалось негде хранить. Но и эта ситуация разрешилась к началу апреля.
Обо всех изменениях, связанных с ограничительными мерами, Торговый дом "Реалъ" заблаговременно предупреждает городская администрация. Оттуда же ритейлерам приходят указания по проведению дезинфекционных мероприятий и требования по обеспечению сотрудников средствами индивидуальной защиты. Выполнение этих требований пожалуй и есть единственная забота, с которой столкнулись продавцы продуктов питания с момента введения ограничений.
Из продавцов в курьеры
Гораздо хуже складываются дела у предприятий, не занимающихся производством или продажей продовольствия и товаров первой необходимости.
— Мы отмечаем, что снизился спрос на перевозки в химической отрасли, металлообработке, тяжелом машиностроении и производстве автомобилей. Это снижение мы связываем с приостановкой работы предприятий в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, – отмечает коммерческий директор компании "ТРАСКО" Алексей Чиняков.
— Сети кафе, ресторанов, мебельные фабрики, предприятия легкой промышленности, фешн-ритейл в последние недели, можно сказать, умерли, – подчеркивает операционный директор компании "Босла" Максим Нестеров. – Они резко приостановили все закупки. По информации от заказчиков, до того, как будут сняты меры по карантину, они работу не возобновят. Это вызвало ряд проблем, потому что
некоторые предприятия ушли в режим самоизоляции, не исполнив своих обязательств по оплате поставленного товара.
Когда они смогут возобновить работу никто не комментирует, потому что никто не понимает, когда будут сняты ограничения.
Для непродуктового ритейла интернет-торговля сегодня остаётся одной из немногих возможностей удержаться на плаву.
— С 30 марта все наши магазины закрыты. Некоторые из них работают в режиме пункта выдачи заказов интернет-магазина, – рассказывает Андрей Костин, логист петербургской сети "Модница". – Нагрузка на интернет-магазин выросла в несколько раз, приблизительно на 200%.
Спрос на доставку продукции на дом вырос настолько, что некоторым сотрудникам "Модницы" пришлось переквалифицироваться в курьеров. Однако компенсировать убытки от закрытия розничных точек интернет-магазин не может. В рамках борьбы с издержками специализирующаяся на тканях сеть смогла организовать производство медицинских масок.
— Мы видим, что людям нужны ткани, нитки и иголки. Поэтому очень надеемся на отложенный спрос, на то, что покупатели придут к нам когда магазины откроются, – рассказывает Андрей Костин. – Но если надежды на отложенный спрос не оправдают себя, возникнут большие проблемы.
Повод для оптимизма
Нынешний кризис станет серьёзным испытанием для российского бизнеса. Предприятия, которые не смогу пережить затянувшиеся "коронавирусные выходные", потянут за собой перевозчиков: компаниям, потерявшим ключевых клиентов, будет сложно удержаться на рынке.
Эпидемия внесла в экономику фактор нестабильности. Опрошенные нами предприниматели неохотно говорят о планах на будущее: обстановка меняется чуть ли не ежедневно. Эксперты и аналитики уверены лишь в одном: по итогам 2020 года рынок автомобильных грузоперевозок ждёт падение.
— По грузообороту мы ожидаем сокращение на 5,5%, по тоннажу на 6,5%, – рассказывает управляющий партнёр M.A. Research Людмила Симонова. – Выручка перевозчиков сократится на 4,8% в рублях. При этом падение тоннажа в международных перевозках может достигнуть 13,5%, а во внутренних перевозках – 6,4%.
Сильнее всего, по прогнозам M.A. Research, из-за коронавируса пострадают перевозчики негабаритных грузов: многие крупные стройки, которые они обслуживают, сейчас заморожены.
Сборные грузы тоже уйдут в минус. Среди комплектных перевозок наиболее сильно сократятся объемы перевозок насыпных грузов. Перевозки фурами просядут на 4,5%, перевозки опасных грузов – на 5,5-6% процентов.
Но есть и хорошие новости: в целом сегмент автомобильных автоперевозок чувствует себя увереннее, чем другие сегменты.
— Аналитики уверены, что в будущем нас ждёт большой отскок. Если мы уйдем в минус на 4,8% в этом году, то в следующем прогнозируется рост в 7,2%. А потом – выход на средний показатель в 4% роста до 2023 года. И примерно такая же картина по всем сегментам. Чем глубже падение, тем сильнее будет рост, – резюмирует Людмила Симонова.
Мнение Людмилы Симоновой разделяют и другие эксперты, которые считают, что восстановление экономики после снятия ограничений будет быстрым: остаётся лишь дождаться завершения пандемии.