Рынок автомобильных грузоперевозок в Краснодарском крае стагнирует. Об этом пишет «Ъ-Кубань».
С начала года в регионе было зарегистрировано 5,2 тыс. новых компаний в сфере логистики, однако за тот же период закрылось свыше 4 тыс. таких организаций. Александр Зарецкий (ООО «Байкал Сервис ТК») отмечает, что стагнация транспортной отрасли сегодня характерна для всех регионов России: перевозчикам становится всё труднее содержать автопарки и оплачивать лизинг. Из-за этого возвраты техники лизингодателям стали массовыми.
Виталий Токарь (ГК «Триумф») называет четыре фактора, из-за которых на рынке автоперевозок разразился «идеальный шторм»:
- Рост операционных издержек: по данным предпринимателя, за последние два года себестоимость перевозок выросла на 80-90%, в то время как тарифы на перевозки в первой половине 2025 года упали на 12-15%.
- Высокая ключевая ставка, из-за которой ставки лизинга выросли до 26-30% годовых, а среднемесячный платёж увеличился примерно на 40%, до 317 тыс. рублей.
- Кадровый кризис (дефицит водителей категории СЕ достиг 25%, количество вакансий превышает количество резюме в 2,3 раза).
- Растущая нагрузка на бизнес (грядущее повышение тарифа «Платона», ужесточение весогабаритных штрафов).
По словам Виталия Токаря, для небольших компаний и ИП все эти факторы становятся непреодолимым барьером. Из-за этого рынок движется в сторону консолидации: крупные компании наращивают долю, а малые испытывают трудности с масштабированием.
— По грузовым перевозкам я вижу не коллапс, а болезненную консолидацию. С рынка уходят мелкие игроки (до 25-30% к концу 2026 года). Но это не означает остановку грузопотока. Просто бизнес переходит к крупным операторам, которые получают выигрыш от масштаба, доступа к финансированию и могут работать с меньшей маржой. Грузы никуда не исчезнут, просто их будут возить меньшее количество более крупных компаний, — рассуждает Виталий Токарь (цитата по «Ъ–Кубань»).
Другие эксперты разделяют мнение предпринимателя и также ожидают усиления консолидации. Ольга Сокольникова («Сокол Трейд») отмечает, что количество грузов на рынке в целом стало меньше, а возраст автопарка стремительно растёт: более половины грузовых автомобилей в стране старше 10 лет. Предприниматель также подчёркивает, что малых и средних перевозчиков вытесняют крупные компании и считает неизбежным рост тарифов в 2026 году.
Андрей Кузнецов (ГК «Арнейс»), в свою очередь, не считает, что сокращение количества перевозчиков приведёт к росту тарифов: собеседник «Ъ-Кубань» уверен, что баланс спроса и предложение сохранится. Он, однако, допускает, что на рост ставок может повлиять грядущее повышение НДС.
