Участники рынка грузоперевозок считают невыполнимыми или нуждающимися в доработке новые требования законодательства, касающиеся проверок грузов. Об этом пишет «Коммерсантъ».
С 1 марта 2026 года экспедиционные компании будут обязаны проверять грузы визуально и с помощью измерительных приборов на соответствие информации, указанной заказчиком в документах. Если у экспедитора возникнут сомнения в таком соответствии, придётся запросить у грузовладельца разрешение на вскрытие. Если грузовладелец не разрешит вскрывать товар, экспедитор будет должен проверить груз при помощи рентгенотелевизионной установки или служебных собак, чтобы убедиться, что в нём нет запрещённых предметов или веществ — либо отказаться от перевозки.
Юлия Шленская (KBT) описывает условную ситуацию, в которой экспедитор организует перевозку партии белья из Китая. В момент отгрузки ему необходимо проверить товар на соответствие с информацией в инвойсе и в отгрузочных документах. Если по прибытии на российскую таможню выяснится, что в партии не 100, а 102 коробки с бельём, и экспедитор, и таможенный представитель, поставивший свою ЭЦП при предварительном информировании, могут понести ответственность. Такую ситуацию эксперт называет катастрофой для рынка.
Кирилл Лахин (Юнитрейд) отмечает, что в постановлении правительства не прописаны чёткие основания для принятия решения о проведении проверки. Другой собеседник «Коммерсанта» подчёркивает, что в опломбированном контейнере невозможно даже подсчитать количество мест. Никита Ларин (Транссертико) напоминает, что экспедиционных компаний в России десятки тысяч: дорогостоящих рентгенотелевизионных установок и служебных собак на всех просто не хватит.
По мнению Юлии Шленской, если постановление будет реализовано в текущем виде, «...никто ничего возить не будет: никому этот неподъёмный масштаб ответственности и требований будет не нужен» (цитата по «Ъ»). Ещё один участник отрасли в беседе с журналистами допустил, что если положения постановления всё же попытаются исполнить, рынок будет парализован.
Собеседники издания считают, что полномочия по проверке грузов целесообразно оставить компетентным органам, чтобы они были сосредоточены в одном центре.
