В 2025 году российские перевозчики вернули лизинговым компаниям свыше 20 тыс. грузовиков. Об этом говорится в обзоре, подготовленном ТК «Скиф-Карго».
Причиной массовых возвратов техники стал рост финансовой нагрузки и снизившийся спрос на автоперевозки, вследствие которого упали и тарифы на них. В итоге спрос на лизинг новых грузовых автомобилей за первые три месяца текущего года сократился на 64,6%.
Напомним, о массовых изъятиях техники впервые стало известно в декабре прошлого года: тогда в Strategy Partners сообщили, что в 2024 году у российских перевозчиков изъяли порядка 16 тыс. грузовиков. В феврале 2025 года президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказал, что общее количество изъятых машин может достигать 50 тысяч.
РБК пишет, что участники рынка лизинга и независимые эксперты подтверждают данные о массовом возврате машин. Одной из главных причин они называют жесткую денежно-кредитную политику, из-за которой лизинговые платежи год к году выросли более чем на четверть (+27-28%).
В одной из транспортных компаний журналистам рассказали, что дилеры грузовых автомобилей в 2024 году активно готовились к повышению утильсбора. В стоках у них до сих пор остаётся достаточно машин 2023 и 2024 годов выпуска, поэтому реальное влияние повышения ставки утильсбора на стоимость новых грузовиков проявится только в конце 2025 года, когда запасы начнут подходить к концу.
В ТК «Скиф-Карго» отмечают, что ставки на перевозки постепенно восстанавливаются и приближаются к прошлогоднему уровню (в среднем 65-68 рублей за километр). Этому способствует в том числе и массовый возврат техники. Однако автопарк сокращается ещё и потому, что многие машины в нём изношены, а дальнейшая их эксплуатация невыгодна. Кроме того, спрос на автоперевозки подстёгивает снижение погрузки на железных дорогах. В FM Logistic, впрочем, подчёркивают, что ситуация с перетоком грузов с железных дорог на автомобильные является временной, конъюнктурной: говорить о массовом переходе доставки с одного вида транспорта на другой пока рано.