В ближайшие месяцы рынок автомобильных грузоперевозок захлестнёт волна банкротств. Об этом журналистам Logirus рассказали участники рынка, представители крупных транспортных компаний.
Основатель и СЕО транспортной компании «ЕСГ-Логистика» Дмитрий Козленко отмечает, что в 2023 году, когда спрос на перевозки вырос в 1,5 раза, а лизинг был доступным, перевозчики активно наращивали парки. В результате на рынке образовался пузырь, а машин стало больше, чем грузов, что привело к снижению ставок.
Собеседники Logirus уверены, что баланс на рынке будет достигнут за счёт банкротства части компаний. Владимир Тян (ГК «Совтрансавто») допускает, что первыми уйдут компании, открывшиеся за последние 2-3 года на «растущем рынке», т.к. финансовая нагрузка на них велика. Давно работающие компании, обладающие «подушкой безопасности», с гораздо бо́льшей вероятностью переживут нынешний кризис. При этом небольшим перевозчикам справиться с трудностями будет проще, т.к. их капитальные затраты и финансовые обязательства ниже, чем у крупных компаний.
Санджар Ашуралиев (Delko) считает, что компании, которые не смогут обновить автопарки, будут нести повышенные расходы из-за стареющих машин. Себестоимость перевозок у таких компаний вырастет, а ставки на перевозки не покроют этот рост. Финансовый разрыв между расходами и доходами увеличится: компании поставят часть машин «к забору» или покинут рынок. По прогнозам эксперта, в результате этих процессов общий автопарк может сократиться примерно на 30%.
В Delko, КИТ и ТК Орда считают, что процесс балансировки рынка завершится до конца первого полугодия текущего года. В TTG CARGO допускают, что рынок придёт в равновесие уже в апреле-мае, и с этого момента тарифы на перевозки начнут расти. При этом в ГЛТ и Dentro уверены, что грядущий рост тарифов не компенсирует растущие расходы перевозчиков. Илез Хамурзиев (Dentro) прогнозирует, что затраты транспортных компаний в 2025 году вырастут на 40-50%. Впрочем, некоторые перевозчики всё же допускают, что рост ставок окажется ещё бо́льшим: например, в ТК Орда ждут роста тарифов на перевозки на 30-70% по итогам второго полугодия текущего года.
Напомним, недавно массовые банкротства на рынке автомобильных грузоперевозок спрогнозировал президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. По его оценке, в 2025 году уйти с рынка может каждый второй перевозчик.