Нехватка водителей грузовиков в России, по данным разных источников, оценивается в 60-100 тысяч человек. Об этом порталу «Автовзгляд» рассказала руководитель кадрового агентства «Шерлок» Анастасия Платонова.
Основными причинами кадрового голода опрошенные журналистами эксперты называют тяжёлые условия труда и конкуренцию со стороны работодателей из других сегментов логистики, в частности — курьерской доставки, работа в которой легче и комфортнее. Генеральный директор ООО «Байкал-Сервис» Владимир Толкачев отмечает, что роль также сыграли частичная мобилизация, демографический кризис 90-х годов, отсутствие единой системы подготовки кадров и сравнительно невысокий уровень зарплат.
— С начала года сроки закрытия вакансий по водителям в нашей компании в среднем по России выросли на 30-40%. По Москве в среднем с 5 рабочих дней до 10, а порой более. Зарплатные ожидания у кандидатов выросли на 30-40%. Очевидно, что в работе с персоналом, это же касается и водителей, фокус сместился с привлечения сотрудников на их удержание, — приводит «Автовзгляд» комментарий эксперта.
Анастасия Платонова подчёркивает, что должность дальнобойщика предполагает наличие достаточного водительского стажа. Но к моменту, когда он накопится, у водителя может пропасть желание менять место работы. За молодых специалистов, отмечает эксперт, идёт настоящая борьба; при этом опытные водители не любят менять место работы, потому что привыкают к машинам, маршрутам и условиям труда.
— Иногда даже отказываются от повышения зарплаты, переживая, что им достанется плохой автомобиль, невыгодная поездка или обозначатся другие проблемы, — отмечает эксперт.
По словам Анастасии Платоновой, ещё одна причина нехватки водителей — изменение конъюнктуры рынка, удлинение логистических цепочек. Кроме того, с 2022 года наблюдается бурный рост электронной торговли, открываются новые логистические центры, а 2023 и 2024 годы стали рекордными по количеству введённых в эксплуатацию складов.
В ГК «Альфа-Лизинг» допускают, что помочь в решении проблемы может государство — если возобновит работу профильных учебных заведений для подготовки водителей категории D и CE, а также с помощью популяризации профессии. Пока этого не случилось, логистические компании могут организовать собственные обучающие курсы и улучшать условия труда, в том числе обеспечить соблюдение РТО.
Важна и работа над дорожной инфраструктурой: необходимо оборудовать стоянки с комнатами отдыха, кухнями, спальнями и душевыми не только на федеральных, но и на региональных трассах.