Спрос на автомобильные грузоперевозки растёт, заметно опережая предложение. Об этом пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на данные ATI.SU и крупных логистических компаний.
По данным ATI.SU, в третьем квартале количество заявок на перевозки выросло на 12% ко второму кварталу 2023 и на 60% к третьему кварталу 2022 года. В ряде регионов спрос на перевозки вырос особенно сильно: в Ингушетии — втрое, в Алтайском крае, Новгородской и Псковской областях — более чем в два раза. Почти в два раза выросло количество заявок на перевозки из регионов ДФО: Амурской области, Приморского и Хабаровского краёв.
О растущем количестве заявок говорят и в транспортных компаниях. В FM Logistic ожидают, что в четвёртом квартале их число вырастет ещё на 20% из-за фактора сезонности. В «Деловых Линиях» основными драйверами рынка называют маркетплейсы (двукратное увеличение заявок в сравнении с прошлым годом) и торговые сети.
Представители отрасли отмечают, что дефицит предложения обусловлен в первую очередь нехваткой водителей и машин. Подтверждают это и данные ATI.SU: если несколько лет назад на одну машину на Бирже приходилось не более двух размещённых грузов, то сегодня их может быть три, четыре и даже пять.
По данным перевозчиков, из-за сложившейся ситуации тарифы за последние 12 месяцев выросли на 30-40%. Сопоставимый рост (+39,3%) показывает Индекс ATI.SU, отражающий ставки по России и на сотне самых популярных направлений в стране. В SOTA Logistic ожидают, что до конца года тарифы продолжат расти и прибавят ещё как минимум 15%.
В Delko отмечают, что проблема нехватки транспорта постепенно решается с помощью китайской техники. Решить проблему дефицита водителей труднее — для этого необходима государственная поддержка. В FM Logistic признают, что в наступающем «высоком сезоне» справиться с дефицитом транспорта перевозчики уже не успеют, поэтому компании должны оптимизировать свою работу, повышая оборачиваемость имеющейся техники.