30 сентября на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован приказ Минтранса под номером 343, вносящий поправки в другой, 440-й приказ ведомства, устанавливающий требования к тахографам.
Если поправки будут приняты, помимо блоков СКЗИ, контрольные устройства должны будут оснащаться датчиками ускорения, разъемом для подключения GSM/GPRS-антенны, а также связным модулем и слотом для sim-карты. Такие тахографы смогут передавать данные о местонахождении и скорости машины, а также о режиме труда и отдыха водителя в единую автоматизированную государственную систему.
Приказ вступает в силу 1 марта 2023 года и будет действовать в течение трёх лет.
Внедрить онлайн-тахографы Минтранс планирует уже давно: первые сообщения об этом появились в 2020 году. В теории такие устройства позволят государству установить полный контроль над соблюдением режима труда и отдыха. Стоит отметить, что внедрение некоторых инициатив, связанных с грузоперевозками (например, реестры грузоперевозчиков) было отменено из-за негативной реакции профессионального сообщества. В нынешней экономической ситуации, на фоне дефицита водителей грузовых автомобилей внедрение онлайн-тахографов также может быть отсрочено или отменено.
Ситуацию уже прокомментировал глава Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов. В обсуждении на форуме профсоюза он назвал опубликованный приказ грабительским:
— Всем, даже тем, у кого стоят тахографы с СКЗИ, и тем, кто поставил их вчера, придётся ставить новые тахографы, если конечно мы, перевозчики всем миром, объединившись, не отсрочим вступление в силу этого несвоевременного приказа. Отрасль, а именно весь малый бизнес дышит на ладан, Минтранс издает приказ, который для многих легальных законопослушных перевозчиков невыполним по простой, банальной причине: просто нет денег! — пишет Александр Котов.
Мы будем следить за развитием событий и в ближайшее время опубликуем более подробный материал, посвященный возможному внедрению онлайн-тахографов.