В обновленном проекте транспортной стратегии, подготовленном Минтрансом, предлагается внедрить на российских автодорогах механизм «пользователь платит». Об этом сообщает РБК.
Чиновники предлагают взимать плату за проезд со всех «категорий пользователей дорог». Региональные дороги хотят сделать платными к 2025 году, а к 2035 году должны стать платными все остальные дороги, в том числе и дорожные сети крупных городов.
В ведомстве отмечают, что внедрение такого механизма поспособствует финансированию транспортной инфраструктуры и позволит сделать проезд в общественном транспорте бесплатным. По мнению чиновников, это значительно разгрузит улицы мегаполисов.
Напомним, Минтранс уже предлагал ввести оплату на дороги общего пользования пару лет назад. Естественно, задумка была такая же: сократить количество личного транспорта и перевести людей на общественный. Кстати, идею тогда поддержал Сергей Собянин, мэр Москвы. На данный момент он является главным инноватором и тестирует на Москве все полезные и не очень решения, но тогда до практики так и не дошли руки. А все потому, что инициатива вызвала огромный шквал критики. Многие испугались, что у местных властей появится слишком большой объем полномочий и они смогут пользоваться ими не только во благо народа, а скорее всего и вовсе не смогут справиться. Тем более, закон противоречил ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", статье 37, согласно которой каждый гражданин имеет право на альтернативный бесплатный проезд.
Особенное возмущение среди граждан, это закон вызвал т.к. водители уже платят достаточно кругленькую сумму за использование автомобиля. Владельцы легковых автомобилей платят налог на транспортное средство, акцизы на бензин — эти траты уже должны покрывать все расходы на содержание дорог. С владельцами грузовых автомобилей все обстоит гораздо хуже, к перечисленным выше расходам добавляется оплата Платона. Именно введение это системы вызвало забастовки дальнобойщиков в ноябре 2015 года. Только после проведения переговоров удалось достичь мира между сторонами.
Законопроект является новым прецедентом посягательства на свободное перемещение граждан. К сожалению, в отличие от стран Европы, где такие изменения вносятся с целью улучшения экологической ситуации в стране, а также для действительно более комфортного перемещения внутри города. В нашем случае главную роль играют деньги. Они отправятся на “поддержку” региональных бюджетов, который в итоге будут направлены на развитие общественного транспорта.
Сейчас общественный транспорт уступает по популярности личному автомобилю в России, об этом говорит и сам Минтранс в докладе о реализации транспортной стратегии, которая была принята в 2013 году.
В 2019 наблюдалось продолжение спада интереса пассажиров к системе городского транспорта, что интересно, Минтранс подмечает: «несмотря на рост привлекательности систем городского пассажирского и сервисов такси». За счет чего именно выросла привлекательность, в отчете не уточнялось.
Причину отказа от пользования системами наземного и подземного транспорта видят вовсе не в плохо продуманной сетке общественного транспорта, а в улучшении качества дорог — «кардинальное улучшение дорожных условий, особенно в европейской части страны» позволяло использовать личные автомобили как для деловых поездок, так и для туризма. Интересно, что в Москве абсолютная иная ситуация. По словам Минтранса «удобный общественный транспорт, парковочная политика» и другие факторы, подтолкнули жителей столицы к возвращению в городскую транспортную систему. Каршеринг также к ней относится и в 2019 году Москва вышла в мировые лидеры по развитию каршерингу, обогнав один из самых густонаселенных городов мира, Токио. К концу 2019 года 95% парка каршеринга России приходится на Москву и Санкт-Петербург (49,4 тыс. и 13,1 тыс. машин соответственно).
В марте 2020 года Минтранс направил в правительство версию новой транспортной стратегии, но тогда ее вернули на доработку. Уже тогда в ней было выбрано направление “платные дороги для всех”. Дорабатывать законопроект решили уже на площадке правительства, идея платных дорог снова была одобрена. По данным РБК, финальная версия со всеми доработками будет внесена в правительство в начале 2021 года. Тогда мы и узнаем сколько будет стоить проезд по Российским дорогам.
По данным РБК, согласно новому проекту развития транспортной системы транспортная подвижность населения на общественном транспорте (пассажиро-километры на одного человека в год) должна увеличиться с 4,05 тыс. км по итогам 2018 года до 6 тыс. км в 2035-м. Также за следующие пятнадцать лет исчезнут особо аварийные места на дорогах. На таких кусках обычно происходят основные ДТП, главное, что обещает новая стратегия развития, это отсутствие смертей при происшествиях на таких участках. А также до 6% сократиться доля перегруженности дорог федерального и регионального значения.