← Дзен

«Он понял, что мы настроены серьёзно»: как перевозчик отбил свои деньги у мошенника

Рассказываем, как руководитель ТК сумел найти владельца компании, переставшей оплачивать перевозки, разоблачить организатора мошеннической схемы и вернуть свои деньги.

На прошедшей в ноябре конференции «ATI Conf 2025: безопасность логистики» основатель и директор ОТК Михаил Алтунин рассказал историю о перевозчике, который стал жертвой мошенников и остался без оплаты за выполненный рейс. Специалистам удалось выйти на организатора мошеннической схемы и вернуть перевозчику деньги. Приводим краткий пересказ выступления эксперта.

— Мы специализируемся на проверках контрагентов. В 2025 году проверили около 700 тысяч компаний, перевозчиков и водителей. С начала года не было ни одного инцидента, связанного с кражей груза, но почти каждый день мы сталкиваемся с неоплатами.

Чаще всего неоплаты связаны с мошенничеством. Компании намеренно регистрируются на бирже и в государственных реестрах, чтобы присваивать деньги перевозчиков, не оплачивая рейсы.

Обычно мы занимаемся именно проверками, предотвращением инцидентов, но однажды на конференции ко мне подошёл перевозчик и рассказал, что ему не оплатили перевозку. Предприниматель показал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Вскоре мы приехали к нему в офис, чтобы изучить документы и ознакомиться с делом подробнее.

Перевозчик доставил партию концентрата для изготовления сока из Мценска (Орловская область) в Нижний Тагил. За перевозку ему должны были заплатить порядка 300 тысяч рублей. Сотрудники экспедиционной компании долго не забирали документы, тянули время, кормили его «завтраками», а затем перестали брать трубку.

Скажем прямо: надежды в таких случаях почти нет. Но перевозчик всё же решил поработать с нами — он хотел добиться справедливости. Да и нам был интересен этот кейс, хотелось получить опыт.

Мы изучили компанию-экспедитора и заметили, что за год до инцидента генеральный директор в ней сменился. По информации из государственных реестров и по графику активности в ATI.SU можно было сделать вывод, что компанию с большой вероятностью перекупили.

Часто информация о компании ничего нам не говорит. Но за каждым юридическим лицом стоит физическое лицо — учредитель, генеральный директор. Мы нашли страничку нового владельца компании в соцсетях, установили номер телефона, которым он пользовался, и выяснили, что всю жизнь он работал в автосервисах, а к логистике никакого отношения не имел.

скриншот из презентации Михаила Алтунина

Телефон, указанный в ATI.SU, на тот момент уже был выключен, но мы нашли настоящий номер руководителя компании в соцсетях, позвонили и пообщались с ним. Догадки о том, что руководитель номинальный, подтвердились: он не знал даже примерную сумму долга компании. Он просто вёл диалоги с перевозчиками, чтобы тянуть время, дать организаторам схемы возможность вывести деньги со счетов.

«Номинал» знал, что полиция ведёт в его отношении проверку. Организаторы схемы оплатили ему услуги адвоката, и наш собеседник заявил, что продолжит разговор только после консультации с ним — после чего перестал брать трубку.

Мы отправились в Тольятти, чтобы пообщаться с «руководителем» компании — а заодно и с сотрудниками правоохранительных органов. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела говорилось, что деньги находятся на счету компании, но они заблокированы, и распоряжаться ими может только генеральный директор. Мы надеялись, что сможем побудить его оплатить перевозку.

Мы прибыли на авторынок «Пламя», где работал наш «номинал». Это было антуражное место, в 90-е годы известное частыми криминальными разборками. Мы нашли нужный автосервис, но там нам сказали, что человек, которого мы ищем, сменил место работы. На новом месте «номинала» тоже не оказалось, но под предлогом установки автозвука мы поговорили с его напарником. Наконец, заехали в гости к его родителям, постучались в двери — к нам никто не вышел. Что же, на этом наши полномочия закончились…

Когда мы ехали в аэропорт, тот, кого мы искали, позвонил нам и сказал, что согласен на встречу. Он решил, что раз мы разыскивали его так настойчиво, то настроены серьёзно и будем действовать методами, которыми не могут действовать полицейские!

Буквально через 15 минут мы встретились с номинальным руководителем экспедиционной компании и узнали его историю. Он работал в автосервисе и познакомился с клиентом, который приехал на установку автозвука. Клиент предложил заработать и пообещал, что сотрудник сервиса станет реальным владельцем экспедиционной компании. Наш собеседник понимал, что ему предлагают номинальную должность, но его это не смутило. За год он получил триста тысяч рублей — а организатор схемы купил новую машину и построил дом в коттеджном посёлке под Тольятти.

«Руководитель» компании дал нам контакты организатора схемы, и спустя некоторое время мы приехали к нему в гости. Он был очень удивлён нашему появлению. Это было удивление, которое я в жизни редко встречал! Полиция никогда не трогала его, а тут — добрался какой-то представитель перевозчика за долг в триста тысяч рублей! Организатор, конечно, отказался возвращать деньги.

Но деньги всё-таки удалось вернуть. Мы передали информацию об организаторе коллегам по логистическому цеху, и дела у него пошли из рук вон плохо. Оказалось, что на ATI.SU он действовал под тремя разными фамилиями: две из них были настоящими — однажды организатор сменил одну на другую. Третью фамилию он выдумал, но и этот аккаунт нам совместно со специалистами биржи удалось найти. Не будем раскрывать все карты, но скажем, что после нескольких неудач на «профессиональном поприще» товарищ пришёл к выводу, что связался с очень непростыми людьми, и деньги лучше вернуть. Так перевозчик получил свою оплату.

Для нас это было дело чести. А в целом история показывает, что за свои деньги нужно бороться, а вопросам безопасности в логистике нельзя уделять второстепенное значение.

* * *

Михаил Алтунин посоветовал участникам конференции тщательно проверять контрагентов и уделять особое внимание верификации контактов. Важно понимать, что человек, с которым вы общаетесь — действительно тот, за кого себя выдаёт, а канал связи с ним надёжен, и телефонный номер не отключится через несколько дней.

Мы присоединяемся к этим советам и напоминаем о нашей инструкции по безопасности, содержащей много полезной информации и чек-листы, благодаря которым проверки можно поставить на поток и сделать ещё более эффективными.