← Дзен

Как ставка на грузоперевозки влияет на ваши расходы и прибыль

ERID: 2SDnjcLTujK

Как избежать потерь в условиях нестабильности?

Эта статья подготовлена командой 4Logist — программы, которая помогает экспедиторам и логистическим компаниям навести порядок в работе: от ставок и договоров до отчетности и прибыли. Мы автоматизируем процессы, сокращаем ручные ошибки и даем бизнесу прозрачность — чтобы логистика работала как часы, даже в условиях нестабильности.

В этой статье мы разберем, что на самом деле стоит за «ставкой на перевозку», почему она колеблется, как это отражается на прибыли экспедиторских компаний и что можно сделать уже сейчас, чтобы не оказаться в минусе.

Ставка — это не просто цифра в договоре. Это та самая переменная, которая в 2024-2025 годах «съела» прибыль десятков экспедиторских компаний. Почему так происходит и как не повторить эту ошибку?

Почему ставки на перевозки нестабильны?

В 2024 году рынки грузоперевозок России и Беларуси столкнулись с рядом значительных изменений, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами.​

Россия

В России наблюдалось снижение тарифов на автомобильные грузоперевозки. С января по октябрь 2024 года ставки уменьшились на 13,5%, несмотря на рост себестоимости транспортной логистики более чем на 7% за тот же период. Основными причинами этого стали увеличение числа новых игроков на рынке, включая несистемных перевозчиков с небольшими автопарками, а также расширение собственных автопарков крупными ритейлерами.

В то же время, в мае 2024 года отмечался рост стоимости перевозок на определенных направлениях. Например, ставки на перевозки в Белгород увеличились почти вдвое из-за нежелания водителей работать в опасных регионах и общего дефицита кадров. Тарифы на перевозки в Калининград выросли почти на 80% вследствие ухудшения транспортной доступности из-за европейских санкций.

Беларусь

В Беларуси с 28 марта 2024 года были повышены тарифы на перевозку грузов. Кроме того, по итогам 11 месяцев 2024 года отмечен рост как пассажирских, так и грузовых перевозок. ​

В целом, рынки грузоперевозок России и Беларуси в 2024 году характеризовались динамичными изменениями, вызванными как внутренними экономическими факторами, так и внешними геополитическими событиями.

Как минимизировать риски в условиях нестабильности

Для снижения негативного влияния колебаний ставок на прибыль компании рекомендуется:​

  1. Автоматизация процессов: Современные системы управления логистикой позволяют быстрее анализировать изменения ставок на перевозки и мгновенно пересчитывать рентабельность маршрутов. Это помогает оперативно принимать решения: менять перевозчика, корректировать условия или выбирать более выгодный путь — без потери времени и прибыли.

  2. Диверсификация поставщиков и маршрутов: Расширение сети партнеров и использование альтернативных маршрутов помогает снизить зависимость от конкретных регионов и минимизировать риски, связанные с геополитическими событиями.​

  3. Заключение долгосрочных контрактов: Фиксация ставок на длительный период может защитить компанию от резких колебаний цен на рынке перевозок.​

В условиях продолжающейся нестабильности на рынке грузоперевозок проактивный подход к управлению логистическими процессами и использование современных технологий становятся ключевыми факторами для сохранения конкурентоспособности и обеспечения стабильной прибыли.

Как это бьет по прибыли?

Колебания ставок на перевозки напрямую отражаются на финансовом результате логистической компании. Если ставка изменилась уже после подписания договора с клиентом, компания, не желая потерять заказ, часто соглашается на повышенные условия со стороны перевозчика. В результате — вся маржа может быть «съедена» буквально одним решением.

Если подобные ситуации происходят регулярно — например, несколько раз в месяц — это приводит к системным убыткам. Потери могут достигать миллионов рублей в год, особенно если отсутствует прозрачный механизм расчета рентабельности и фиксации условий сотрудничества.

Главная проблема — это ручное управление процессами: ставка согласована в мессенджере, маржа «прикинута на глаз», перевозчик в последний момент повысил цену, и никто не заметил, что заказ стал убыточным. Это не редкое исключение, а повседневность для многих экспедиторских компаний, которые до сих пор работают по старинке.


Как автоматизация помогает контролировать ставку и прибыль?

Все начинается с системности. Вот ключевые инструменты, которые реально сокращают потери и повышают прибыльность:

  1. Фиксация ставок с перевозчиком и клиентом. Система вроде 4Logist позволяет автоматически сохранять всю историю ставок. Это значит — никакой устной договоренности, все четко: дата, сумма, кто согласовал.

  2. Автоматический расчет маржи. Программа сразу показывает: сколько вы заработаете по конкретному заказу.

  3. Аналитика по рентабельности. Какие направления приносят прибыль? Какие клиенты всегда торгуются и уводят ставку вниз? Где вы в «минусе» каждый второй рейс? Учет даст точные цифры и рекомендации. Например, на рейсах по России вы зарабатываете на 12% меньше, чем на аналогичных по расстоянию в Китай. Почему? Есть повод для анализа и корректировки стратегии.

  4. Контроль истории изменений. Кто изменил ставку? Когда? Это важно при внутренних спорах или при разборе конфликтов с перевозчиком.

Цифры, которые говорят сами за себя:

  • В России в 2024 году средняя ставка на внутрироссийские перевозки снизилась на 13,5%, несмотря на рост себестоимости логистики на 7% — компании сталкиваются с падением доходности, особенно без точного контроля за маржой.

  • На отдельных направлениях внутри России ставки выросли до 80%, что стало реакцией рынка на риски, кадровый дефицит и ограничение маршрутов.

  • В Беларуси в 2024 году были зафиксированы повышения тарифов на перевозки, при этом объем грузоперевозок продолжил расти, особенно по внутренним и экспортным направлениям.

  • По внутренним исследованиям среди клиентов 4Logist в странах СНГ:

— Автоматизация процессов позволяет увеличить рентабельность перевозок на 10–30%, благодаря учету реальной маржи, отслеживанию изменения ставок и устранению «ручных ошибок».

— Без точного расчета рентабельности — заказы легко уходят в минус: Многие экспедиторы оформляют рейсы, не имея под рукой полной картины затрат — особенно на сложных маршрутах с международной логистикой или несколькими плечами. В результате прибыльность видно только постфактум, когда исправлять уже поздно. 4Logist решает эту задачу: система сразу показывает прогноз прибыли по каждому заказу, учитывая все статьи расходов. Это помогает принимать верные решения еще до отправки груза.


Что можно сделать прямо сейчас?

  • Пересмотрите процессы согласования ставок. Устные договоренности = путь к потерям.
  • Внедрите хотя бы минимальную автоматизацию. Даже Excel с формулами — лучше, чем ничего.
  • Начните вести аналитику по направлениям, клиентам и перевозчикам.
  • Автоматизируйте хотя бы фиксацию истории ставок и расчет прибыли — это уже спасет десятки тысяч в год.

Мы живем в эпоху нестабильности, но это не повод терять деньги. Это повод систематизироваться, навести порядок и начать думать в категориях прибыли, а не «лишь бы закрыть заказ».

Скоро выйдет следующий материал: Какие законы в 2025 году могут повлиять на логистику и как подготовиться заранее.

Спойлер: Россия уже готовят изменения, которые начнут действовать с лета — и они могут кардинально поменять правила игры для экспедиторов и перевозчиков.