← Дзен

«Ставок нет, грузов нет, ещё и эти штрафы!»

© Коханова Наталья / Фотобанк Лори

Журналисты РБК выяснили, из-за чего упал спрос на новые грузовики и в каком состоянии сегодня находится рынок автомобильных грузоперевозок.

6 мая в эфире РБК ТВ обсуждали ситуацию на рынке новых большегрузов. В I квартале этого года продажи тяжёлых грузовиков сократились на 48%. Журналисты и представители рынка попытались выяснить, с чем связан спад и как обстоят дела у автоперевозчиков. Посмотреть запись программы можно по ссылке, а мы расскажем самое интересное.

«В самой тяжёлой ситуации те, кто купил китайские грузовики в 2022 году»

Заместитель директора ПЭК Андрей Мякин отмечает, что с эксплуатацией китайских грузовиков сегодня возникают серьёзные проблемы. Во-первых, в регионах России нет достаточного количества специализированных СТО. Во-вторых, не всегда удаётся найти нужные запчасти: некоторые детали приходится ждать до месяца и даже дольше.

— В самой тяжёлой ситуации оказались компании, купившие китайские грузовики в 2022 году, — объясняет эксперт. — Тогда они стоили порядка 12 миллионов. Сейчас их можно купить за 9 миллионов и даже чуть дешевле. Те, кто покупал в лизинг большие или средние парки, мало того, что не имеют возможности нормально выплачивать лизинговые платежи, но ещё и имеют парк, который сам по себе за два года подешевел на четверть без учёта амортизации.

По словам Андрея Мякина, китайские грузовики стали дешевле, так как их производители прощупывали рынок и спустя определённое время вышли на их реальную стоимость. Кроме того, спросу в 2023 и 2024 годах способствовала низкая ключевая ставка.

Цена машины в Китае может быть в 2,5 раза ниже, чем в России. Поэтому возникают случаи, когда самосвалы завозят к нам без растаможки, используют на карьерах и там же их оставляют. Но с тягачами такой трюк не сработает.

Отрасль, по словам Андрея Мякина, сегодня находится в сложном состоянии: перевозчикам не на что, а зачастую и незачем обновлять автопарки, из-за чего продажи грузовиков неуклонно снижаются.

— Грузов в феврале было меньше, чем машин. Только в апреле Индикатор Атракс показал, что количество грузов стало расти, но это случилось не потому, что рынок оживился, а потому, что ещё больше транспортных компаний поставило свои парки на прикол, — уверен эксперт.

«Несправедливые штрафы уничтожают бизнес»

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин также отмечает, что многие перевозчики приостановили деятельность из-за низких ставок.

— Сегодня ставка за километр в среднем составляет 60 рублей, а должна быть в районе 100 рублей. Рынок работает в убыток, — говорит глава «Грузавтотранса». — Большинство компаний выживает за счёт накопленного жирка. Я знаю, что ряд крупных компаний распродаёт машины, которые выходят из лизинга, и так перекрывает свою деятельность.

Владимир Матягин отмечает, что в прошлом году многие компании были вынуждены вернуть транспорт лизингодателям, и этот процесс продолжается.

По мнению эксперта, до конца года спрос на перевозки не восстановится, а кризис продолжит усугубляться; в результате рынок могут покинуть до 50% перевозчиков.

Дополнительную нагрузку на отрасль оказывают несправедливые штрафы.

— Сегодня на перевозчиков очень сильно давят необоснованные штрафы по «Платону» и АПВГК, — объясняет Владимир Матягин. — Люди возмущены. Ставок нет, грузов нет, ещё и эти штрафы! Они уничтожают бизнес сегодня.

Президент «Грузавтотранса» отмечает, что ситуация с несправедливыми штрафами обсуждается в рабочих группах при Минтрансе и Ространснадзоре:

— По АПВГК идёт серьёзная дискуссия. Мы показываем, что нарушаются требования законодательства, выезжаем на места, проверяем действия сотрудников. Работа ведётся. Очень сложно бороться с бюрократией, ну а что делать?

Китай теряет рынок

В то же время на рынке новых грузовиков происходят структурные изменения. По словам генерального директора компании-дистрибутора грузовиков Dongfeng Максима Шишко, доля китайских автомобилей за год снизилась с 70 до 55%.

— Государство поддерживает отечественные бренды, выдаёт субсидии на лизинг, поэтому КАМАЗ чувствует себя очень уверенно. Китай теряет свою долю, — объясняет Максим Шишко.

Эксперт отмечает, что перед повышением ставки утильсбора в Россию было ввезено огромное количество китайских тягачей (порядка 45 тысяч). В течение шести последующих месяцев рынок падал, его затаренность была колоссальной. Из-за этого дилеры снижали цены, чтобы «выйти в деньги».

— Изъятая техника также оказывает огромное давление на рынок новых автомобилей, — объясняет Максим Шишко. — Тот, кто не может платить, возвращает технику банкам, и банки продают её существенно ниже рынка.

источник