← Дзен

Грузоперевозчики пытаются увеличить рентабельность через внедрение цифровых систем контроля

ERID: 2SDnjeiYFsr

Средние ставки автофрахта по итогам 2024-го упали на 8,2%. При этом себестоимость перевозок, по оценкам консалтинговой компании Strategy Partners, выросла на 25% - до 65 рублей за км. А ключевая ставка, как результат денежно-кредитной политики Центробанка, подскочила до 21%.

Крупные перевозчики планируют в 2025 году максимально сконцентрироваться на сокращении издержек за счет увеличения операционной эффективности. В фокусе также повышение рентабельности через расширение перечня оказываемых услуг, совмещение инвестиционной и операционной моделей управления бизнесом и цифровизация логистических процессов.

При этом на ведущих игроков, входящих в топ-10, в РФ приходится всего 16% от общего объёма перевозок. Более 90% действующих предприятий имеют меньше 50 единиц грузового транспорта, и в большинстве случаев их правовая форма — ИП.

Из-за доминирования малого бизнеса рынок грузоперевозок в целом не интересен банковскому сектору, а значит, рассчитывать на дополнительное финансирование предпринимателям не приходится. Поэтому задача увеличения доходности целиком ложится на плечи самих перевозчиков.

О том, как транспортным компаниям повысить операционную эффективность за счет цифровых решений рассказал генеральный директор ООО «ВЕСА Систем» (VESA System) Руслан Галеев

Как при помощи «цифры» оптимизировать бизнес компаний-перевозчиков, чей парк исчисляется в нескольких десятках машин?

— Чтобы в нынешних непростых условиях удержаться «на плаву», небольшим компаниям придётся, прежде всего, пересмотреть подход к бизнес-процессам. В 2023 году спрос на внутренние грузоперевозки увеличился в 1,5 раза, а лизинг предлагался без первоначального взноса, что побудило многих попробовать свои силы в этой сфере и расширить автопарки. В результате количество машин на рынке превысило объем перевозимых грузов, что негативно сказалось на ставках междугородних перевозок. Сейчас рынок, естественно, стремится к сбалансированности через банкротства компаний, не способных обслуживать свои кредиты, и сокращение коммерческих автопарков. По мнению экспертов, первыми могут уйти с рынка предприятия, появившиеся в последние 2-3 года, поскольку они несут высокую финансовую нагрузку и более подвержены рискам.

Удержать рентабельность можно через увеличение производительности каждой единицы транспорта, которую необходимо контролировать и измерять. К сожалению, собственники малых предприятий неохотно занимаются логистическим учётом, то есть фактически не управляют своим бизнесом и теряют прибыль.

Если говорить об упущенной выгоде, то существует проблема недогрузов. Часто перевозчик сознательно предпочитает недогрузить машину, боясь штрафов. В практике нашей компании был такой случай: клиент ездил с недогрузом в 2 тонны. Мы установили бортовые весы нашего производства — прямой рост выручки составил 23%.

Не менее важная задача — пресечь обман со стороны отправителя. Типовая ситуация: клиент утверждает, что загрузил 8 тонн груза, а по факту грузит 10. Как следствие, у перевозчика возникает недополученная выручка и перерасход топлива.

Что же касается наказания, то ответственность за перегруз по-прежнему находится на стороне перевозчика, штрафы налагают уже при перегрузке оси на 10%. При этом не исключено наказание за общий перегруз ТС. А избежать контроля становится всё сложнее, АПВГК работают на всех дорогах России.

Как практически снизить себестоимость и потери?

— Контролировать каждый пройденный километр. За 6 лет работы мы накопили массу примеров, как можно повысить рентабельность бизнеса, просто начав измерять и анализировать результаты. Малый бизнес недооценивает возможности цифровизации. При этом учёт и измерения позволяют найти точки роста доходной части. Зачастую оказывается, что решение лежит на поверхности.

Чтобы увеличить дельту между выручкой и себестоимостью, нужно поставить систему мониторинга и на постоянной основе отслеживать все точки загрузки и выгрузки, простои, расход топлива, воровство и оперативно влиять на логистические цепочки. В этом случае грузоперевозчик может контролировать экономику бизнеса и предпринимать шаги для увеличения маржинальной дельты. Практика нашей компании показывает, что установка бортовых систем взвешивания позволяет увеличить доходную часть бизнеса грузоперевозок на 20-30% в коротком периоде.

На какой транспорт возможна установка бортовых весов?

— Бортовые системы можно использовать практически на всех типах техники. Особенно хорошо датчики зарекомендовали себя в магистральных перевозках, добыче, АПК и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Бортовые весы позволяют контролировать погрузку, разгрузку и вес на протяжении всего пути следования, помогают обеспечить оптимальный режим эксплуатации ТС, контролировать недогруз, осуществлять расчёты за услуги на основании реальных данных, экономить время на осуществление погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, перевозка гарантированно будет выполняться в соответствии с законодательными ограничениями по осевым нагрузкам, весу и габаритам.

Какие перспективы вы видите для рынка грузоперевозок в 2025 году?

— Рынок будет двигаться в сторону большей цифровизации. Грядущее введение реестра грузоперевозчиков, АПВГК, рост требований к экологии и безопасности — это все звенья одной цепи. Те компании, которые начнут внедрять современные цифровые решения, подходить к собственному бизнесу с точки зрения постоянных измерений эффективности и контроля, будут более конкурентоспособны и смогут справиться с современными вызовами.