Рассказываем о самой простой — и потому очень распространённой мошеннической схеме, с которой могут столкнуться начинающие участники рынка грузоперевозок.
Знакомьтесь: это — Влад Грузов, основатель небольшого производственного предприятия в Ленобласти. Компания Влада производит садовые теплицы. Работает она несколько лет, но теплицы уже зарекомендовали себя с лучшей стороны и пользуются спросом.
Недавно компания подписала контракт с крупным клиентом, торговой сетью из соседнего региона. Работа закипела, и вскоре первая партия теплиц была готова к отправке. Она получилась довольно объёмной: почти 90 кубов! По условиям контракта, искать фуру должен был грузоотправитель.
— Чёрт его знает, где такую машину искать, — развёл руками старший кладовщик, отвечающий за приёмку и отправку грузов. — Поставщики сами где-то ищут транспорт, а если в магазин отправить надо, я в «Ромашку» звоню, но у них только «Газоны»... Может, несколько «Газонов» загрузить?
— На межгород дорого будет, 400 километров туда-обратно, — задумался Влад и вдруг вспомнил: — А у нас есть регистрация в ATI.SU? Это известная биржа, где можно найти машину.
— Кажется, нет.
— Тогда нужно сделать. Я займусь, а ты уточни в «Ромашке» на всякий случай, есть ли свободные «Газоны».
Влад Грузов сел за компьютер и зашёл на ATI.SU. Зарегистрировавшись, он первым делом посмотрел, по какой цене грузовладельцы выставляют грузы на нужном направлении. В среднем выходило 30-35 тысяч рублей, но были грузы и дешевле, и дороже.
Влад решил выставить груз по самой минимальной планке, за 20 тысяч рублей — и посмотреть, согласится ли кто-то поехать за такие деньги.
Спустя полчаса Влад подошёл к компьютеру и увидел два встречных предложения. Какая-то экспедиционная компания предлагала отвезти груз за 37 тысяч рублей, а некий водитель-частник, ИП Перевозов Иван Андреевич, и вовсе просил 40 тысяч. Владу показалось, что это слишком дорого; он решил подождать.
И тут зазвонил телефон.
— Добрый день! Вижу груз за 20 тысяч на АТИ, мы готовы забрать его завтра утром, — перешёл сразу к делу звонивший мужчина. — Скинете заявку по номеру телефона? А я вам паспорт водителя и свидетельство.
— Очень хорошо! — обрадовался Влад и тут же спросил: — А вы кто?
— Как кто? Логист. Увидел ваш груз: вы же сами его выставили и телефон написали. А у нас как раз есть фура в Петербурге, водитель только что в Шушарах выгрузился… Одна только просьба: переведёте аванс? А то у нас заказчик обанкротился, без оплаты остались, едва на топливо наскребаем.
— Аванс? Мы ещё и минуты не разговариваем! — удивился Влад Грузов.
— Так я вам сейчас отправлю документы. Посмо́трите наш аккаунт в ATI.SU, подпишем заявку и уже потом переведёте деньги на расчётный счёт. Мы потому на такую ставку и согласны: нам бы заправиться да уехать поскорее, — объяснил звонивший.
Спустя пару минут в мессенджер Владу пришли сканы документов и карточка компании с указанием ИНН и других реквизитов. Вбив ИНН в строку поиска, предприниматель без труда нашёл перевозчика в ATI.SU и увидел, что компания работает несколько лет, а рекомендации у неё положительные.
Влад скачал в сети шаблон договора-заявки, заполнил его и отправил перевозчику. Вскоре он получил скан подписанного документа с печатью компании и хотел было отправить деньги, но вдруг задумался. Заявка, конечно, подписана, и фирма вроде как приличная, но всё произошло слишком быстро… Было в этом всём что-то подозрительное.
Раздумья Влада прервал звонок с неизвестного номера.
— Добрый день! Меня зовут Иван, — представился звонивший. — Я писал вам в ATI.SU. Если 40 дорого, готов на пару тысяч подвинуться.
— На пару тысяч? Тут за 20 люди отвезти согласны! Много просите, — ответил Влад Грузов.
— Ну дела! — вздохнул Иван. — Видать, кому-то очень нужно в город N. Там на одно только топливо с «Платоном» тысяч 10 уйдёт. А ещё зарплата водителя, амортизация, другие расходы… Считайте, кто-то вам повезёт груз бесплатно!
— Говорят, на топливо им не хватает, предоплату просят, — ответил Влад Грузов, решив поделиться сомнениями со случайным собеседником. — Это ведь нормально? Перевозчики ведь часто предоплату просят?
В ответ он услышал смех:
— Хотел бы я всегда получать предоплату! К сожалению, мало кто на такое согласится. Странно это всё: если бы у меня были проблемы с деньгами, я бы наоборот просил побольше. Проверьте их хорошенько, — посоветовал Иван.
— Я по ИНН пробил, вроде всё в порядке.
— Зачем по ИНН? — удивился перевозчик. — Они вам в АТИ не писали? Встречное предложение не отправляли?
— Нет, просто скинули в мессенджере карточку компании.
— Так откуда вы знаете, что общаетесь с представителями этой компании? Лучше позвоните по номерам, указанным в их паспорте, и спросите, действительно ли с ними заключаете заявку. Мошенников нынче полно. Ну, звоните если что!
Перевозчик повесил трубку, а Влад почувствовал досаду.
Действительно, подумал предприниматель: как он может быть уверен, что звонивший представляет фирму, о которой говорит? Раздобыть чужую карточку компании и вставить в неё свой расчётный счёт — минутное дело: для этого не нужно быть хакером!
Грузовладелец позвонил в компанию, ИНН которой был указан в карточке, и выяснил, что никто из её представителей с ним не связывался. Более того: в компании ничего не знали о машине и водителе, документы которых скинул Владу неизвестный.
Так Влад Грузов едва не стал жертвой мошенника. Предпринимателю помогла собственная настороженность — и совет со стороны, который подоспел весьма вовремя.
Влад откинулся на спинку кресла и перевёл дух. День подходил к концу, и вопрос с машиной нужно было решать. Грузовладелец вспомнил о пришедших ранее встречных предложениях и изучил паспорт Ивана Перевозова, совет которого помог избежать встречи с мошенниками. Влад взял телефон и набрал номер Ивана.
— На две тысячи подвинуться предлагал… Заплачу ему, сколько просил изначально. Ценный совет оказался! — подумал Влад, ожидая, пока перевозчик возьмёт трубку.
Как работают мошенники?
Это самая простая, а потому очень распространённая схема, жертвами которой становятся начинающие грузовладельцы и экспедиторы.
Мошенники находят грузы от зарегистрированных недавно участников ATI.SU, звонят или пишут им и предлагают ставку по низу рынка или даже ниже рыночной стоимости — но при этом просят перевести предоплату. Неопытные новички могут обрадоваться выгодному предложению и отправить аванс на указанный счёт. После этого мошенники перестают выходить на связь.
У этой схемы могут быть вариации. В некоторых случаях мошенники могут сбросить сканы документов и даже подписать заявку. Иногда они просят перевести деньги на расчётный счёт, а иногда прямо на карту.
Как новичку обезопасить себя?
Грузоотправителям, как и всем остальным участникам ATI.SU, необходимо тщательно проверять любые входящие звонки и письма с неизвестных номеров. Самый простой способ убедиться, что звонящий действительно представляет ту или иную компанию — попросить его написать вам в АТИ Мессенджере. Отказ в этой просьбе станет тревожным звонком, означающим, что ваш собеседник с большой вероятностью является мошенником.
Проверить, принадлежит телефон или электронная почта той или иной фирме, можно прямо на ATI.SU, скопировав номер телефона или электронный адрес и вставив в строку поиска в шапке сайта:
Если поиск не принёс результатов — возможно, тот, кто написал или позвонил вам, выдаёт себя за кого-то другого. Позвоните по любому другому номеру из паспорта компании и убедитесь, что с вами на связь выходил сотрудник именно этой компании.
Если контакт того, кто связался с вами, есть в паспорте компании, но добавлен недавно, также следует насторожиться: аккаунт мог попасть в руки мошенников. Чтобы убедиться, что этого не произошло, свяжитесь с любым более старым контактом.
Когда вы убедитесь, что тот, кто связался с вами, действительно представляет компанию, о которой говорит, паспорт этой компании в ATI.SU нужно будет проверить. Поможет в этом наша инструкция: обязательно прочтите её, чтобы узнать, на что нужно обращать внимание и какие признаки могут говорить о том, что вы столкнулись с мошенниками.
Проверять контрагентов нужно всегда. Во многих компаниях разработаны регламенты проверки контрагентов и чек-листы, которые помогают сотрудникам автоматизировать проверки, упростить их и не пропускать ни единого шага. Разрабатывать такие чек-листы с нуля не обязательно — мы уже сделали это за вас: