Рассказываем, как дальнобойщик вступил в сговор со злоумышленником, помог ему завладеть грузом и что случилось потом.
Мы продолжаем публиковать материалы о расследованиях хищений грузов. Две предыдущих статьи из этой серии были опубликованы в сентябре и октябре 2024 года. В детали расследования очередной истории нас посвятил представитель подразделения Тактическая правовая помощь (ТПП КС) Александр.
* * *
20 января экспедиционная компания, работающая в рамках долгосрочного контракта с крупным производителем металлических изделий, заключила договор с другой экспедиционной компанией на перевозку партии медных катодов весом 5,25 тонн и стоимостью в 5,7 млн рублей из Верхней Пышмы в Нижний Новгород. В заявке на перевозку был указан водитель Александр С.
21 января водитель забрал груз и отправился в путь. Прежде чем начать рейс, он расписался в товарно-транспортной накладной и прошёл инструктаж, в ходе которого был ознакомлен с адресом выгрузки в Нижнем Новгороде.

24 и 25 января водитель постоянно откладывал прибытие на выгрузку. Сперва он сообщил, что должен выгрузить другой груз в соседнем городе, затем рассказал о поломке. Днём 25 января водитель перестал выходить на связь.
26 января представитель первой в цепочке экспедиционной компании нашёл в интернете другой телефонный номер Александра С. и дозвонился до него. Александр С. рассказал, что ещё до погрузки с ним связался неизвестный, который представился заказчиком перевозки, покупателем катодов, и попросил отвезти груз в Одинцово (Московская область).
Неизвестный дал водителю указания:
- никому не рассказывать о разговоре с ним;
- всем, кто будет спрашивать, говорить, что груз отправится в Нижний Новгород по адресу, указанному в ТТН;
- всем, кто будет спрашивать номер телефона водителя, давать номер «заказчика» (т.е. предполагаемого мошенника).
Стало ясно, что представитель экспедиционной компании говорит с водителем впервые — всё это время он общался с другим лицом.
Неизвестный объяснил водителю, что является перекупщиком, а потому представители компании-грузоотправителя не должны знать, с кем имеют дело. Такая неправдоподобная версия водителя полностью устроила, и он согласился на предложенные условия — тем более что заплатить за перевозку ему пообещали наличными на выгрузке, которыми он должен был поделиться со своим диспетчером.
Александр С. стал выполнять указания злоумышленника и вступил с ним в сговор. Он понимал, что говорит неправду и вводит грузоотправителя в заблуждение — но его это не останавливало.
Сперва злоумышленник попросил водителя отвезти груз в Одинцово. Там машину встретили неизвестные лица, но груз почему-то не забрали (можем предположить, что усомнились в его ликвидности: медные катоды — товар специфический). Тем не менее, они рассчитались с водителем и передали ему 83 тысячи рублей наличными.
Тогда злоумышленник вновь позвонил водителю и попросил отвезти груз в Воронежскую область, пообещав за это ещё 42 тысячи рублей. Там Александра С. также встретил неизвестный. Он расплатился за перевозку и доплатил ещё 5 тысяч рублей за помощь в перегрузке катодов из одной машины в другую. Получив товар, неизвестный скрылся.
27 января руководитель экспедиционной компании обратился за помощью в ТПП КС, представители которой начали расследование и с помощью полученных от водителя показаний, а также при помощи сотрудников полиции быстро установили причастных лиц и передали информацию о них в правоохранительные органы.
Важной уликой стал записанный Александром С. видеоролик: водитель запечатлел процесс перегрузки украденного товара из одной машины в другую на камеру мобильного телефона. Видеоролик был снят для частных целей, но лёг в доказательную базу уголовного дела.
Ещё одну важную деталь — модель и направление движения машины, в которую были перегружены катоды — удалось получить благодаря видеорегистратору, расположенному в машине ДПС. Водитель вспомнил, что сразу после перегрузки украденного груза он выехал на дорогу и встретил патрульную машину. Стационарных камер видеонаблюдения рядом не было, а потому можно сказать, что машина ДПС оказалась в нужное время в нужном месте.
31 января часть украденного товара была обнаружена. Злоумышленники не ожидали, что их найдут так быстро. Найденные катоды были возвращены владельцу, а их остатки в скором времени нашлись на нескольких пунктах приёма металлолома.

Как действовал мошенник и мог ли грузовладелец избежать хищения?
Предполагаемый мошенник нашёл груз на ATI.SU и скопировал его, выставив от своего имени. С ним связался представитель небольшой экспедиционной компании, который заинтересовался заявкой и прислал данные водителя. Злоумышленник, в свою очередь, переслал данные водителя выставившему груз экспедитору, подменив телефонный номер, а затем попросил самого водителя содействовать ему — и заручился его поддержкой.
Выставивший груз экспедитор совершил ошибку, не проявив должную осмотрительность. Паспорт участника ATI.SU буквально кричал о том, что иметь дел с ним не стоит. Аккаунт был создан 13 января, менее чем за 10 дней до даты хищения. У него не было рекомендаций от других участников и зелёных звёзд, а график активности был пуст. Кроме того, владельцем аккаунта было физическое лицо. Всё это должно было насторожить экспедитора, но — не насторожило. Не насторожился и водитель, которого злоумышленник попросил ввести грузоотправителя в заблуждение.
Как не оказаться в такой ситуации? Для этого нужно тщательно проверять контрагентов, особенно тех, с кем работаешь впервые. О том, как быстро и бесплатно проверять компании, можно прочесть в статье «Инструкция по безопасности. Чек-лист, который поможет сохранить деньги, грузы и бизнес». В ней же содержатся ссылки на чек-листы, которые помогут поставить проверки на поток и сократить время на их проведение.
Итак, одна из причин произошедшего — отсутствие должной осмотрительности у участников цепочки.
Но есть и другая, не менее важная причина. Злоумышленникам не удалось бы заполучить груз, если бы им не содействовал водитель
Что в этом случае насторожило экспертов?
Водитель действовал в открытую, получив инструкцию от мошенника, в соответствии с которой он должен был предоставить заведомо ложные данные и при необходимости повторно сообщать их на погрузке. В своих показаниях водитель не отрицал, а полностью подтвердил это.
Представитель ТПП КС отмечает, что это уже пятый эпизод за последнее время, в ходе которого водители вступали в сговор с лицом, организовавшим хищение груза, и чётко исполняли его указания, фактически совершая при этом преступление.
В данном случае перевозчик действовал открыто и врал другим людям — говорил, что собирается доставить груз в соответствии с ТТН, хотя не собирался этого делать, и давал подложный номер телефона. В последующем разговоре с заказчиком перевозки он не отрицал, что изначально не собирался доставлять груз по адресу, указанному в накладной.
— Водителя сейчас рассматривают как прямого фигуранта преступления в части его деяния, — объясняет наш собеседник. — Вся доказательная база указывает на наличие в его действиях прямого умысла. Действия водителя были упорядочены, адекватны и имели логическое завершение (корыстную цель). Он доставил груз, передал его третьим лицам, получил от них деньги. А противоправность усматривается в том, что он осознавал, что предоставляет заведомо ложные данные. Знал, что лжёт, и довёл свои действия до конца, получив корыстную выгоду.
Наш собеседник отмечает, что ранее в схожих случаях водители ссылались на незнание законодательства и собственную доверчивость. Но сегодня они начинают пользоваться безнаказанностью, перекладывая вину на управляющих ими третьих лиц.
Это можно назвать новой ступенью эволюции доверчивых водителей, которые начинают превращаться в прямых преступников.
— Водитель как прямой участник грузоперевозки является основным субъектом правовых отношений и несёт полную ответственность в рамках действующего законодательства, — говорит Александр. — В настоящий момент сотрудники правоохранительных органов начали применять на практике ответственность водителя как участника преступления.
В качестве примера наш собеседник приводит «дропов» (лиц, открывающих на своё имя счета для незаконного обналичивания средств) и курьеров, забирающих наличные деньги у обманутых мошенниками граждан. Он уверен: сотрудники правоохранительных органов прекрасно понимают степень вины «доверчивых» водителей и уже квалифицируют их действия соответствующим образом — осталось лишь дождаться судебной практики.
Как защититься от «доверчивых» водителей?
Если мошенников зачастую выдают явные признаки, которые можно выявить заблаговременно, то от водителей, готовых совершить преступление за несколько десятков или сотен тысяч рублей, защититься труднее. Здесь поможет рекомендация, актуальная для всех без исключений грузоотправителей и экспедиторов:
- Дорогостоящие и высоколиквидные грузы доверяйте проверенным контрагентам, с которыми вы уже сотрудничали — или компаниям с хорошей репутацией, которые страхуют перевозки, обладают собственным автопарком или другими ресурсами, с помощью которых они смогут возместить возможные убытки.
* * *
Как мы уже писали, бо́льшая часть украденного груза была возвращена его владельцу. Что же касается водителя и фигурантов дела, раскрыть данные об их дальнейшей судьбе мы пока не можем в интересах следствия.