Почему в перевозках замороженной продукции падение ставок не так ощутимо и чем отличается бизнес-модель перевозчика, работающего исключительно с федеральными ритейлерами?
Океан автомобильных грузоперевозок штормит, но остаются в нём и сравнительно тихие гавани. Один из таких сегментов — доставка замороженной продукции для торговых сетей. Здесь перевозки осуществляются по долгосрочным контрактам, а спрос на доставку не снизился, поэтому компании, работающие с «заморозкой» достаточно давно, чувствуют себя уверенно.
— Мы возим товары от поставщиков в распределительные центры и работаем по строгому графику, — рассказывает Марат Гимадов, генеральный директор ТК «ПродТранс» (код в ATI.SU 611581). — Заказы у нас есть всегда, хотя объёмы могут падать в зависимости от сезонности.
Санкции на рынке «заморозки» почти не сказались: российские производители успешно заместили ушедших европейских, а в некоторых товарных группах (например, замороженная пицца) нарастили объёмы продаж.
И хотя экономическая ситуация отражается на структуре заказов (к примеру, спрос на перевозку рыбы снизился, а на перевозку полуфабрикатов вырос), работы у нас меньше не стало, ситуация довольно стабильная.
ТК «ПродТранс» специализируется на доставке «заморозки» в РЦ крупных сетевиков с 2009 года. Компания занимается логистикой «под ключ» и помимо перевозок оказывает услуги складской обработки грузов. Для этого у «ПродТранс» есть два склада – в Москве и Санкт-Петербурге. Площадь московского склада с охлаждённым пандусом составляет 20 000 м², а вместимость превышает 16 000 паллетомест. Помимо междугородних перевозок компания также развозит товары по торговым точкам в двух столицах и Московской области.
«Наши рефы не должны ломаться»
В сегменте «заморозки» клиенты больше всего заинтересованы в качестве оказываемых услуг. Перевезти груз нужно в целости и сохранности, в чётко установленные сроки. Опоздание может обернуться большим штрафом, а потеря груза из-за поломки или ошибки водителя обойдётся в миллионы рублей.
В автопарке компании 180 машин, 90% из них — фуры с 41-паллетными рефрижераторными полуприцепами. Оставшиеся 10% — малотоннажные и среднетоннажные грузовики, которые развозят товар по магазинам в Москве и Подмосковье. Все тягачи в «ПродТранс» — европейского производства, 70% машин марки Volvo.
— Для нас очень важна предсказуемость, наши рефы не должны ломаться, — объясняет генеральный директор компании, Марат Гимадов. — Поэтому продолжаем покупать европейские машины, расширять и обновлять автопарк. В 2024 году купили 20 новых сцепок.
В компании также сформировалась сильная команда механиков: машины и рефустановки ремонтируют быстро и качественно. За транспортом тщательно следят, поэтому и ломается он редко, а если что-то случится в рейсе, механики знают, где и как можно устранить даже самую сложную поломку в кратчайшие сроки.
Дальнобойщики ищут дальнобойщиков
На водителей тягачей с прицепами-рефрижераторами ложится двойная ответственность: им, помимо всего прочего, приходится следить за работой рефустановки и за температурой в прицепе. Водители в ПродТранс проходят дополнительное обучение по работе с рефустановками и продуктами питания, а также проходят медицинские обследования и оформляют медицинские книжки.
— У торговых сетей достаточно жёсткие требования к водителям, — рассказывает Марат Гимадов. — В тапках и шортах на РЦ не пустят. Кое-где требуют шапочки и белые халаты. Спецодежда у нас есть, мы изготавливаем её «под себя» и брендируем, чтобы было видно, что приехал наш водитель. И это работает: сотрудники РЦ узнают, что приехал «Продтранс» и привёз товар от таких-то поставщиков.
Расходы на ФОТ у компании в 2024 году выросли — как, наверное, и у любого другого автоперевозчика. Зарплаты водителей в течение года индексировались несколько раз. Кроме того, для сотрудников внедряли дополнительные бонусы и льготы. Сегодня компаний оплачивает водителям практически весь придорожный сервис: проживание в гостиницах, стирку белья, души, питание. Это помогает удерживать сотрудников и привлекать новые кадры.
Ещё одним действенным способом привлечения кадров в компании называют программу «Приведи друга»: если новичок успешно проходит испытательный срок, тому, кто его привёл, выплачивают премию.
Когда «операционка» не отпускает
Многие руководители мечтают выйти из «операционки» и делегировать рутинные задачи подчинённым. Но даже самые выверенные бизнес-процессы иногда дают сбой, и тогда об этой мечте приходится забыть как минимум на некоторое время.
— У нас современный автоматизированный склад, внедрены передовые WMS и TMS, поэтому работают на нём только наши сотрудники, кладовщики-аутсорсеры нам не подходят, — объясняет Марат Гимадов. — При работе в помещении с температурой в –18 градусов никто не застрахован от простуды, особенно часто заболевают новички. Тогда мы вместе с основателем компании надеваем спецодежду и работаем на складе, чтобы товары были своевременно приняты, скомплектованы и отгружены.
Марат Гимадов рассказал нам, что несколько раз ему приходилось садиться за руль малотоннажника, чтобы развезти товар по торговым точкам. К счастью, такие ситуации случаются исключительно редко. Впрочем, предпринимательство в автоперевозках — это всегда вызов: неожиданные препятствия могут возникать на каждом шагу.
— В 2023 году ветеринарные документы на продукты питания стали электронными, — рассказывает Марат Гимадов. — А на трассах стояли рейды, и система проверки у инспекторов не всегда работала правильно. Приходилось буквально устраивать видеоконференции с инспекторами, проводить просветительскую работу и доказывать им, что на груз оформлены нужные документы.
Секрет успеха
В руководстве компании уверены: секрет её устойчивого положения на рынке — в клиентоориентированности. Постоянно работая над качеством сервиса, руководство компании держит руку на пульсе и регулярно встречается с клиентами, чтобы получать обратную связь из первых уст.
В 2024 году компания запустила экспресс-доставку: двое водителей ведут фуру посменно. Теперь рейс в Новосибирск занимаем не пять дней, а два с половиной дня летом и три дня зимой. Вопреки расхожему мнению, водители относятся к таким рейсам хорошо: возможно, не в последнюю очередь благодаря комфортным европейским тягачам с просторными кабинами.
— В основе нашего бизнеса лежит правило справедливой цены. Наличие собственного парка позволяет избегать спекулятивных сезонных изменений тарифов в услугах, — рассказывает Марат Гимадов.
— И такой подход в долгосрочной перспективе полностью себя оправдал. Сегодня мы растём и развиваемся, планируем открывать новые направления. В 2025 году продолжим обновлять автопарк и расширять перевозки охлаждённой продукции, — делится планами на будущее Марат Гимадов.