Рассказываем, как мошенники могут сделать водителя соучастником преступления и что нужно знать, чтобы этого избежать.
Знакомьтесь: Иван Перевозов, водитель собственной фуры и новоиспечённый участник ATI.SU!
Несколько лет Иван трудился дальнобойщиком в крупной компании, а недавно стал владельцем фуры и начал работать на себя. Фура досталась Ивану от близкого родственника, который из-за проблем со здоровьем решил завязать с перевозками.
Родственник помог Ивану открыть ИП и объяснил азы работы на бирже: научил искать заказы и заключать заявки. Иван знал: зелёные звёзды и положительные отзывы означают, что контрагенту можно доверять. Поэтому он без опаски подписал заявку с экспедиционной компанией на перевозку партии автомобильных шин из родного Петербурга в Новосибирск, тем более что ставка была чуть выше рыночной и сулила неплохой заработок.
Чтобы сэкономить на «платке», Иван Перевозов отправился в сторону Москвы по бесплатной М-10. На обед он остановился в Большой Киселёнке (Тверская область). Подкрепившись, Иван вышел на улицу и присел на лавочку со стаканом кофе, собираясь продолжить путь. В кармане завибрировал телефон.
— Доброе утро! Это диспетчер Людмила, по шинам в Новосибирск. Вы погрузились?
— Конечно, ещё с утра, — ответил Иван, немного удивившись. — Уже к Торжку подъезжаю. А что случилось? Клиент переживает?
— Да, у них какие-то проблемы. Говорят, что по ошибке отправили груз не туда, в Новосибирске шины не нужны. Просят отвезти в Москву, в Зеленоград, там у них склад. Ставку обещают оставить ту же. Сможете сегодня добраться?
— Конечно смогу, — обрадовался Иван. — Неужели ставка не изменится?
— Да, ведь это их ошибка. Накосячили! Сказали, что прямо на выгрузке и рассчитаются с вами наличкой. Сейчас сброшу вам исправленную заявку, там будет адрес. Всего доброго!
В ту же минуту в мессенджер Ивана действительно пришла новая заявка с другим адресом, заверенная печатью и подписью.
Иван допил кофе, сел в кабину грузовика и задумался. С одной стороны, можно было порадоваться, ведь всего за день он заработает столько, сколько собирался заработать за шесть дней! Путь до Новосибирска неблизок, а там ещё и «обратку» искать…
Но Иван помнил, как бывший владелец машины объяснял ему, что транспортная накладная — самый важный документ, который нужно правильно оформлять и беречь как зеницу ока. Так вот, в транспортной накладной был чётко указан адрес выгрузки в Новосибирске. О Зеленограде в ней и речи не было!
— Если я отвезу груз в другое место, значит, в случае любых неприятностей буду виноватым, — подумал Иван. — Как лучше поступить? И почему мне звонила Людмила, ведь о перевозке я договаривался со Светланой?
Водитель зашёл на ATI.SU и открыл паспорт экспедиционной компании. Звёзды были зелёными, рекомендации — хорошими: тут волноваться не о чем. Иван заметил вкладку «Контакты» и открыл её. Светлана, Маргарита, Андрей… никакой Людмилы в контактах компании не было!
Тогда водитель позвонил Светлане, с которой изначально договаривался о перевозке.
— Могу я поговорить с Людмилой? — начал Иван издалека.
— Не пойму вас. Что за Людмила?
— Буквально только что мне звонила женщина, представилась вашей сотрудницей. Сказала, что шины нужно везти не в Новосибирск, а в Зеленоград. Вот и заявку прислала.
На несколько секунд Светлана потеряла дар речи, а потом спросила:
— Вы же в машине? С грузом всё в порядке?
— Да, к Торжку подъезжаю. На стоянке, пообедал недавно…
— Оставайтесь на месте и ни с кем не разговаривайте! Я перезвоню.
Светлана повесила трубку, а Иван выдохнул с облегчением. Оказавшись в опасной ситуации, водитель повёл себя правильно и раскусил мошенника, предлагавшего ему быстрый заработок. Видимо, эта сумма (её Иван собирался заработать за шести-семидневный рейс) должна была стать приманкой для доверчивого водителя. Но какой будет толк с нескольких сотен тысяч рублей, если на перевозчика «повесят» стоимость украденного груза? Тут придётся свою фуру продавать, чтобы рассчитаться — и то не факт, что денег хватит! Выходит, перевозчик сохранил не только чужой груз, но и свой бизнес.
Вскоре перезвонила Светлана.
— Иван, спасибо вам огромное за бдительность! Это были мошенники. Кажется, мы даже выяснили, откуда у них взялся ваш телефон. Пару часов назад моей коллеге тоже позвонили с неизвестного номера… приносим извинения!
— Ничего страшного! Я и сам едва не купился, — засмеялся водитель и осёкся, подумав, что говорить об этом не совсем уместно, ведь груз ещё не доставлен. — Не переживайте, довезу товар в лучшем виде.
Светлана ещё некоторое время задавала Ивану вопросы: было заметно, что диспетчер волновалась. Возможно, именно она и передала его номер таинственному незнакомцу, подумал водитель. Даже если так, то судя по плохо скрываемому волнению, сделала она это не специально.
Пора было двигаться дальше. Закончив разговор со Светланой, Иван завёл тягач и продолжил путь. Вечером того же дня он остановился на ночлег на охраняемой стоянке. Водитель собрался спать, как вдруг телефон снова зазвонил.
— Почему вы ещё не приехали? Долго вас ждать? — попыталась надавить на перевозчика рассерженная «Людмила» (так ли её звали на самом деле?) и начала тут же придумывать небылицы: — Этот груз уже не принадлежит компании, которая его отгрузила! Мы работаем с теми, кто его выкупил! Немедленно везите товар на адрес, который я скинула днём!
Когда мошенница поняла, что её вывели на чистую воду, начались угрозы:
— У нас есть твои документы, мы видим тебя по компьютеру! Тент тебе порвём, колёса проколем!
Иван хотел было сказать мошеннице всё, что о ней думает, но затем решил, что нервы дороже, а перед тем, как продолжить рейс, нужно хорошенько выспаться — и повесил трубку.
Эта история закончилась хорошо. Иван доставил груз в назначенный срок и получил деньги за перевозку.
Кому-то может показаться, что на такую уловку не купится даже самый легкомысленный водитель. Но статистика неумолима: самая частая схема, которую используют мошенники в грузоперевозках — это именно переадресация груза с помощью доверчивого водителя.
Иногда мошенники подкупают водителей, предлагая деньги за «доверчивость» — и работают с ними в сговоре. Почему так происходит? Дело в том, что раньше это нередко сходило водителям с рук, они выставляли себя потерпевшей стороной. Сегодня, однако, судебная практика меняется: уже были прецеденты, когда «доверчивых» водителей заставляли возмещать стоимость украденного груза.
Как мошенники узнали о грузе и получили телефон водителя? Сказать наверняка нельзя: в арсенале злоумышленников немало способов добыть информацию. Чаще всего это социальная инженерия. Мошенники могут отслеживать груз, а когда он исчезнет с ATI.SU, позвонить экспедитору или написать ему в мессенджере, представиться водителем или сотрудником транспортной компании и попросить продублировать заявку. Нередко злоумышленники выходят на связь под конец рабочего дня, когда логисты уже устали и хотят поскорее завершить работу.
Мошенники неслучайно выбрали сравнительно длительный рейс. Если бы Иван выгрузил товар в Москве, шины успели бы увезти в другое место и замести следы. Лишь спустя 4-5 дней стало бы понятно, что машина до Новосибирска так и не доехала: к тому времени груз мог бы находиться уже очень далеко.
Чтобы этого не случилось, рекомендуем и экспедиторам, и перевозчикам тщательно проверять любые входящие письма и звонки с неизвестных номеров. Проверить, принадлежит электронная почта или телефон той или иной компании можно прямо на ATI.SU, вставив телефон или почту в строку поиска.
При малейших сомнениях звоните своему контрагенту и уточняйте, действительно ли тот, кто пытается с вами связаться, является его представителем.
Если номер или почта принадлежат существующей компании, но вы по какой-либо причине считаете, что ей могли завладеть мошенники — сообщите об этом нам, написав тикет в отдел контроля аккаунтов.
А если собираетесь сотрудничать с компанией впервые, обязательно прочтите эту статью: в ней перечислены основные правила проверки контрагентов и приведены чек-листы для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев.