← Дзен

«Мы в Красноярске всегда так ездим». Переадресация на 3 миллиона, или Куда завёл следствие доверчивый водитель

Рассказываем, как мошенники украли груз стоимостью свыше 3 млн рублей с помощью «доверчивого» водителя, как удалось выйти на их след и чем закончилась запутанная, но интересная история.

Расследование, о котором пойдёт речь, началось в июле и продолжается до сих пор. Сотрудникам правоохранительных органов помогали представители ATI.SU, оперативно передавшие все запрошенные данные о недобросовестной компании, а также представитель подразделения Тактическая правовая помощь (ТПП) Общественного движения Круглый Стол Александр, который стал официальным представителем потерпевшего. Он и рассказал нам эту историю.

* * *

В начале июля петербургский предприниматель обратился к экспедитору из Краснодарского края и заказал перевозку крупной партии электровелосипедов и машинок на радиоуправлении. Груз стоимостью свыше 3 млн рублей нужно было доставить из Красноярского края в Санкт-Петербург. Экспедитору был оплачен аванс в размере 380 тысяч рублей. Машина отправилась в рейс.

За несколько дней до назначенной даты выгрузки и водитель, и экспедитор перестали выходить на связь: их телефоны были выключены. Предпринимателю стало ясно, что он столкнулся с мошенниками.

Изучив документы водителя, потерпевший понял: мошенники подменили телефонный номер, с настоящим водителем он ни разу не общался. Предприниматель нашёл в соцсетях и самого водителя, Анатолия К. и номер его телефона. Позвонив, услышал стандартное:

— Экспедитор сказал, что вместо Петербурга нужно отвезти груз в Тайшет. А чего такого, я постоянно так делаю, у нас в Красноярске часто так бывает!

Водитель, однако, раскрыл адрес склада в Тайшете, где произошла выгрузка. Предприниматель понял, что добраться туда быстро не получится — и обратился за помощью в ОДКС.

Склад в Тайшете и сговорчивый Араз

На следующий день представитель потерпевшего приехал на склад, адрес которого назвал водитель, и обнаружил следы упаковки от украденного товара, а также сотрудника склада, который представился Аразом. Он признал, что в его присутствии на складе осуществлялась перегрузка товара из одной машины в другую, но кто её осуществлял и какая машина увезла товар — этого Араз, конечно, не знал.

Не сомневаясь в искренности Араза, представители потерпевшего и ОДКС ещё раз связались с водителем фуры и предъявили ему для опознания фотографии Араза. Водитель опознал его и рассказал, что именно Араз расплатился с ним за перевозку и руководил разгрузочными работами на складе. Стало ясно, что Араз что-то недоговаривает.

Представители потерпевшего пожали плечами и пошли писать заявление в тайшетское РУВД, чтобы затем покинуть город. На вокзале, перед самой посадкой на поезд к ним подбежал Араз, который вдруг стал более сговорчивым. Он признался, что руководил разгрузочно-погрузочными работами, организовать которые его попросил знакомый, некто Расим. Что это за груз, откуда он прибыл и зачем нужен Расиму, Араз, разумеется, не знал. Эти вопросы он предложил задать непосредственно Расиму — и дал его телефон.

Телефон предсказуемо не работал. Полученная информация была передана сотрудникам полиции и стала отрабатываться.

Видео для друзей

Тем временем в Петербурге к расследованию присоединился сам потерпевший. В VK он нашёл тайшетское сообщество и опубликовал в нём призыв: может, кто-то недавно разгружал фуру с велосипедами? Выйдите на связь! Помогите найти преступников!

Надежды было немного — тем сильнее удивился предприниматель, когда ему написали несколько молодых ребят. И не просто написали, а прислали видеоролики, на которых запечатлён процесс разгрузки товара, за которым наблюдали Араз и Расим.


Ребята записывали видео без задней мысли: хотели похвастаться перед друзьями и девчонками внезапно подвернувшейся халтурой. Но денег им заплатили гораздо меньше, чем обещали. Потерпевший так обрадовался этой находке, что перевёл им ещё несколько тысяч рублей, а ребята рвались помочь следствию:

— Мы знаем, что товар увезли в Красноярск. У нас там знакомые! Мы готовы весь город обыскать!

Этот забавный эпизод стал важной вехой в расследовании. А снятые грузчиками видеоролики удивили Араза и Расима во время допроса и сломали тщательно выстроенную линию защиты (незнания), которой они придерживались. Тогда же стало известно, что Араза в реальности зовут Сулейман Г., но принципиального значения это не имеет.

Расим К. был очень удивлён, когда увидел себя на записи с видеокамеры.

Склад в Красноярске и счастливый случай

С помощью показаний грузчиков удалось выяснить, что именно Расим вместе с Аразом (Сулейманом) отправили груз из Тайшета в Красноярск, наняв стороннего водителя и грузчиков. Личность водителя также удалось установить: для перевозки ему выдали поддельные накладные.

В Красноярске водителя грузовика встретила легковая Infiniti серого цвета, за рулём которой сидел неизвестный. Он сопроводил товар до места выгрузки, где рассчитался с водителем за перевозку наличными и привёз грузчиков, которые выгрузили товар на местной базе.

Владельцем базы, где выгружали товар, оказался Горхмаз Н. Сперва он утверждал, что не знал людей, перегружавших товар. На складе были установлены видеокамеры. Сотрудники полиции при взаимодействии с представителями ОДКС изъяли камеры и допросили Горхмаза Н. Выяснилось, что с жестких дисков были удалены записи за конкретный период, в течение которого похищенный товар находился на складе.

Но «надёжная схема» вновь дала сбой. Камеры соседнего склада запечатлели весь процесс разгрузки от начала до конца. В ней принимал участие и Горхмаз Н., и водитель Infiniti.


Сотрудникам полиции Горхмаз Н. сказал, что с водителем Infiniti не знаком. Но личность водителя Infiniti удалось установить: им оказался Илькин Б. Впоследствии выяснилось, что Илькин и Горхмаз знакомы друг с другом, общаются и имеют постоянную взаимосвязь. Более того, легковой Infiniti, на которой на склад приезжал Илькин, ранее управлял Расим К. — и нарушал ПДД, о чём свидетельствует информация о полученных им штрафах.

Водителем Infiniti оказался Илькин Б.: выяснилось, что с Горхмазом он всё-таки знаком.

После раскрытия этих фактов Илькин Б., Горхмаз Н. и Расим К. стали избегать общения с сотрудниками полиции, сейчас они прячутся.

Кто получил аванс?

Вернёмся в самое начало. В день погрузки потерпевший перевёл мошенникам аванс в размере 380 тысяч рублей на банковскую карту физического лица. Эта карта принадлежит некому Даниилу П. Иркутские полицейские узнали, в каких местах и в какое время с неё снимали деньги.

В телефонном разговоре Даниил П. сообщил, что играл на криптобирже и проигрался: в качестве расплаты его заставили завести банковскую карту и передать её третьим лицам путём закладки, что он и сделал. Денег он якобы не снимал, про перевозку ничего не знает.

Проверить, правда это или нет, было нетрудно. Полиция предоставила адреса банкоматов, с помощью которых с карты сняли переведённый аванс. Рядом с одним из банкоматов оказалась камера видеонаблюдения, которая запечатлела лицо Данилы П., снимавшего денежные средства. Получить видеозапись удалось спустя месяц после съёма денег, что само по себе — большая удача.

Даниил П. попал в объектив видеокамеры, когда снимал в банкомате переведённый за перевозку аванс.

На допросе Даниил П. поменял показания и сообщил, что неустановленные лица через телеграм попросили его снять деньги с карты и передать другим неустановленным лицам. История переписки в телеграме, разумеется, была удалена.

Следствие буксует, но не останавливается

Все фигуранты, о которых рассказано выше, в августе дали полиции объяснения. Все их показания строились на том, что они не знакомы друг с другом, не знают ничего о похищенном грузе и о тех, кто и куда его отправлял.

Когда раскрылись новые сведения о взаимосвязях между ними, они начали избегать общения с сотрудниками правоохранительных органов. Некоторые действовали демонстративно, проявляя неуважение к сотрудникам полиции.

— Вся доказательная база создает прямые основания для причастности к совершенному противоправному деянию определенных лиц, — рассказывает представитель ОДКС Александр. — Действия этих лиц имели оконченный характер, ни один из них добровольно от своих действий не отказался. Совокупность данных действий (получение денег, приём груза, его перенаправление, размещение на складе, наём и оплата водителей, грузчиков) прямо указывают на их непосредственную вовлеченность в процесс.

Выяснилась ещё одна характеризующая деталь. Водитель Анатолий К., принявший груз в Красноярском крае, заранее был предупреждён мошенником-экспедитором, что товар нужно доставить в Тайшет. При этом в накладных точкой выгрузки значился Санкт-Петербург.

Более того, Анатолий К. во время погрузки подтвердил, что товар поедет в Петербург, хотя к тому времени уже договорился с мошенником о выгрузке в Тайшете.

Следствие застопорилось. В ГУВД города Иркутска представителю ОДКС сообщили, что все фигуранты дела рассматриваются как посредники, действующие по указанию третьих лиц и не имеющие прямого умысла. В ОДКС с этим не согласились.

— Данные лица, возможно, и не являются организаторами мошеннической схемы, но имеют прямое отношение к организаторам, знают их лично, — объясняет Александр. — Степень вины их доказана и действия каждого из них противозаконны. Мы понимаем, что у сотрудников полиции не хватает сил и средств, у них колоссальная нехватка кадров. Но расследование должно быть доведено до конца.

Чтобы дать ход расследованию, потерпевший обратился с жалобой в тайшетскую межрайонную прокуратуру. Недавно он получил ответ: со стороны хода следствия обнаружены нарушения, вынесено предписание об их устранении, следствие продолжается.

Потерпевший и представители ОДКС также решили привлечь внимание общественности к этому случаю и рассказали о хищении журналистам. В Красноярск приехала съёмочная группа РЕН-ТВ, которая наделала на складе много шума.

— Сотрудники склада разбегались от них как тараканы, — вспоминает Александр. — Особенно их напугали коптер и люди с микрофонами. Убегали даже те, кто вообще непричастен!

Стоит отметить, что журналистам удалось самостоятельно найти основного фигуранта, Илькина Б. Репортёры показали ему видеоролик с записью выгрузки товара, но признать себя на видео Илькин отказался. Четырёхминутный видеосюжет о хищении впоследствии был показан по РЕН-ТВ.

* * *

Казалось бы, точка в этом деле ещё не поставлена. Но Александр уверен: подвести промежуточный результат можно.

— От полицейских мы узнали, что данная группа совершила преступление в Башкортостане и украла бумагу, — рассказывает Александр. — Это стало для нас неожиданностью. Пропал груз, и ни на одном форуме нет об этом информации, никто не бьёт тревогу. Это самая настоящая латентная преступность в грузоперевозках! Нам в этой ситуации уже удалось многого добиться. Участники схемы сейчас не крадут грузы, они залегли на дно и сидят тише воды, их кабинет заблокирован, звёзды «покрашены». Благодаря действиям со стороны ОДКС, водитель отмечен понижением рейтинга и отметкой в кабинете за транспортировку груза в несоответствии с ТТН.

Высока вероятность, что так как поднялась шумиха, товар до сих пор не реализовали, и его получится найти.

Подводя предварительные итоги расследования, Александр выделяет четыре важных тезиса.

  • Одна из главных проблем мошенничества в грузоперевозках — «доверчивые» водители. Эта проблема медленно, но решается. Уже есть судебная практика, согласно которой ТТН признана основополагающим документом. Водитель, расписываясь в накладной, берёт на себя ответственность за груз. Уже были прецеденты, когда «доверчивых» водителей заставляли возмещать стоимость украденного груза, и, хочется верить, что таких случаев будет становиться больше.

  • Другая проблема — отсутствие должной осмотрительности у заказчиков перевозки. В начале июля паспорт компании-мошенника был хоть и не «закрашенным», но «нулевым», практически без истории. Доверять таким компаниям нельзя.

  • Александр утверждает, что полиция ошибочно посчитала фигурантов схемы посредниками, которых использовали вслепую. Очевидные доказательства подтверждают, что они осознавали свои действия. Работа полиции должна быть направлена на поиск обвинения, а не на защиту. Вышестоящие компетентные органы приняли этот аргумент во внимание и взяли ход следствия под контроль, оно продолжается. 

  • Потерпевший сообщил о хищении спустя 8 суток после пропажи груза. В ходе расследования стало ясно, что обратись он за помощью раньше — товар можно было бы перехватить на складе в Красноярске. Поэтому скорость имеет значение, но обращаться за помощью необходимо в любом случае, с любыми законными и разумными сроками. Информацию о преступлениях утаивать нельзя.