← Дзен

Уголовное дело за путевой лист: о чём важно знать водителям и предпринимателям

ERID: 2SDnje2uSPt

Перевозчики, использующие поддельные путевые листы, всё чаще становятся фигурантами уголовных дел. Как правило, документы подделывают, проставляя штамп о пройденном предрейсовом медосмотре от имени медработника или разрешение о выпуске на линию от имени контролёра.

Реальный срок за поддельный штамп

6 августа прокуратура Башкортостана сообщила о приговоре, вынесенном местному перевозчику. Индивидуальный предприниматель использовал заранее приобретённый штамп медицинского работника и проставлял в путевых листах водителей отметки о прохождении медосмотра. Суд признал нарушителя виновным в изготовлении и использовании заведомо подложных документов и приговорил к пяти месяцам ограничения свободы.

Можно сказать, что перевозчику повезло: ограничение свободы — не самое строгое из наказаний, предусмотренных ст. 327 УК РФ. Информации о похожих делах в сети много: обычно подделки выявляются в ходе проверок ГИБДД. Нарушителям (лицам, изготовившим или купившим такой документ) грозят крупные штрафы и лишение свободы сроком до двух лет.

— Раньше за поддельные штампы и подписи медработников и контролеров применяли административные меры, выписывали штраф за непрохождение осмотров, — рассказывает Алексей Земсков, генеральный директор компании МедТехРейс.

— Но сейчас судебная практика изменилась. Всё чаще должностных лиц и перевозчиков привлекают к уголовной ответственности. И это неудивительно: всё-таки путевой лист — это бланк строгой отчётности.

Несмотря на суровые меры, спрос на поддельные документы сохраняется: об этом свидетельствуют сообщения о недавних судебных разбирательствах. Возможно, предпринимателей пугают хлопоты, связанные с организацией предрейсовых и послерейсовых осмотров.

— На деле организовать предрейсовые осмотры нетрудно, с этим справится любой перевозчик, даже если он сам использует единственный автомобиль, — объясняет Алексей Земсков. — Мы заключаем с клиентами договор в электронном виде, они скачивают приложение и приобретают (в аптеке или у нас) самые обычные приборы: градусник, тонометр, алкотестер. И всё! Можно проходить осмотр и отправляться в рейс.

Проще некуда: как проходит бесконтактный осмотр

Для прохождения предрейсового осмотра водителю понадобится мобильный телефон с доступом в интернет и стандартное медоборудование. Водитель входит в мобильное приложение, выбирает машину и устанавливает видеосвязь с медработником. Специалист проводит визуальный осмотр, выясняет, нет ли жалоб на самочувствие, просит водителя измерить температуру, давление, продуть в алкотестер. При необходимости водитель проходит тест на наличие наркотических веществ. Если всё в порядке, медработник ставит электронную подпись в ЭПЛ (электронном путевом листе).

Затем водитель проходит обязательный инструктаж по безопасности дорожного движения и переключается на контролёра. Контролёр проводит визуальный осмотр машины, фиксирует показания приборов (одометр, уровень топлива), проверяет работоспособность электрики. Если нареканий нет, контролёр также ставит электронную подпись в ЭПЛ — и выпускает машину на линию.

— Предрейсовый осмотр занимает несколько минут, после чего водитель получает электронный путевой лист с QR-кодом, по которому документ можно проверить в ГИС ЭПД, государственной базе электронных перевозочных документов. — объясняет Алексей Земсков.

— Любой сотрудник контролирующих органов может отсканировать код и убедиться, что документ зарегистрирован ГИС, а значит, он подлинный и заполнен корректно.

«Цифра» заменила бумагу

Путевые листы перешли в «цифру» сравнительно недавно, в марте 2023 года. В первые месяцы электронные документы были в диковинку не только для водителей, но и для сотрудников контролирующих органов. В сентябре того же года водителя, прошедшего осмотр в МедТехРейс, остановил инспектор МАДИ (Московская административная дорожная инспекция). Он по какой-то причине усомнился в силе электронного документа и выписал штраф.

Узнав об этом, представители МедТехРейс отправились в суд и добились справедливости: штраф признали незаконным и отменили. МАДИ подала апелляцию, но — безрезультатно: суд подтвердил правомерность применения правильно заполненного электронного документа (о подробностях тяжбы можно узнать по ссылке).

С тех пор проблем у клиентов компании не возникало. Перевозчики и сотрудники контролирующих органов привыкли к новому формату и научились с ним работать.

— Электронные путевые листы очень удобны не только для водителей, но и для руководителей компаний, — рассказывает Алексей Земсков. — Вся информация о медицинских и технических осмотрах, включая видеофиксацию осмотров, хранится в течение пяти лет. Журналы, как и сами ЭПЛ, всегда доступны в удобном личном кабинете. В нём можно в режиме онлайн следить за прохождением предрейсовых осмотров, и при необходимости интегрировать наш сервис с Такском или другими сервисами для удобства и эффективности.

Сервис значительно упрощает ведение журнала учёта путевых листов, журнала предрейсовых медосмотров и журнала предрейсового контроля. Фактически вести их теперь не нужно: данные о путевых листах добавляются автоматически. Руководитель компании в любой момент может открыть необходимый журнал и найти нужную информацию.

— Сегодня мы единственная компания, которая проводит бесконтактные медосмотры с применением простых и недорогих приборов. В нашем договоре указано, что мы несём полную ответственность за прохождение предрейсовых осмотров, — подытоживает Алексей Земсков. — Мы работаем уже 13 лет и предлагаем уникальный сервис: удобный, доступный и на 100% легальный.

Узнать больше о предрейсовых осмотрах, необходимом для них оборудовании и законодательной базе, а также получить коммерческое предложение можно на сайте компании.

Задать любые вопросы и получить бесплатную консультацию можно по телефону +7 (812) 642-74-75