← Дзен

Как цифровизация страхования помогает логистике адаптироваться?

Рассказываем о состоянии отрасли, старых и новых — неочевидных рисках, важности контроля качества и ИТ-технологий

Усложнение цепочек поставок и трансформация ключевых логистических маршрутов вынуждают бизнес пересматривать подходы к оптимизации расходов и управлению рисками. Пожары на складах крупных российских маркетплейсов в начале года и несколько других крупных случаев в 2022–2023 гг. также показали важность логистического риск-менеджмента и привели к резким изменениям на рынке страхования складской недвижимости. О том, как страхование может помочь адаптации российской логистики к новой реальности и при чем тут цифровизация — в этом материале.

Российская логистика растет и развивается быстрыми темпами. По данным исследовательского агентства MA Research, в 2023 году рынок транспортно-логистических услуг достиг рекордного объема в 5,5 трлн рублей против 4,7 трлн в 2022-м, прибавив почти 18%. Аналитики ожидают, что в ближайшие три года отрасль будет прирастать минимум на 12% ежегодно.

Изменения в мировой экономике привели к трансформации ключевых логистических маршрутов, рост инфляции, курс на импортозамещение и адаптация маршрутов под новую реальность также оказывают серьезное влияние на отрасль. Резкая перестройка годами формировавшегося рынка привела к росту уровня рисков — грузы, доставленные невовремя, испорченные или утраченные во время доставки, ведут к убыткам, клиентскому негативу и претензиям к качеству логистики транспортных компаний. Появились и новые неочевидные риски: обратная логистика, невыкуп, опоздания, срывы со стороны поставщиков, и др. Число арбитражных обращений грузовладельцев в сторону перевозчиков и средняя стоимость претензий по таким делам продолжают увеличиваться.

Однако по оценкам платформы цифрового сопровождения страхования грузоперевозок Zunami (бывшая «Цунами», разработчик — калининградская компания ООО «Инносети»), 80% российских грузоотправлений в 2023 году не имели должного страхового покрытия. Этот объем включает как незастрахованные в чистом виде логистические процессы, так и проблемы и схемы в отрасли, в результате которых очень сложно или практически невозможно получить страховое возмещение убытков.

Многие перевозчики до сих пор предпочитают экономить на защите от логистических рисков и не страховать грузы вовсе или использовать самострахование — метод страховой защиты, при котором транспортная компания создает отдельный страховой фонд для компенсации рисковых ситуаций. А значит, в этом случае отсутствует прозрачный механизм возмещения клиентам потерь от порчи и утраты грузов, а риски полностью лежат на транспортной компании.

Эксперты сходятся во мнении, что самострахование в условиях повышения уровня рисков не является надежным инструментом и приведет к убыткам в долгосрочной перспективе. По данным платформы Zunami, средний убыток одного грузовладельца при наступлении страхового случая составляет 2 млн рублей — это больше, чем средний уставной капитал транспортной компании. Поэтому сегодня грузовладельцам все чаще приходится задумываться о страховании логистических рисков.

Стимулы к развитию

На фоне позитивной динамики логистического рынка наблюдается рост интереса к страхованию. По итогам 2023 года рынок страхования логистики вырос на 20,8% и достиг 38,2 млрд. При этом его потенциальная емкость колеблется в диапазоне от 70 до 80 млрд. В перспективе до 2030 года она может увеличиться до 120-150 млрд.

«Грузовладельцы хорошо понимают, что перевозчик, без помощи страховой компании, может не справиться с компенсацией убытков в случае какого-то ЧП. Самыми частыми страховыми случаями по итогам 2023 года стали повреждения груза (66%), недостача (20%), утрата и полная гибель (14%). Поэтому рост объемов грузоперевозок стимулирует быстрое развитие рынка страхования грузов. При этом, с учетом огромного объема факторов, которые нужно учесть для точной оценки риска (и расчета справедливой стоимости страхования), только продвинутые цифровые технологии, например, на основе блокчейна, могут обеспечить качественный сервис и при массовых оформлениях договоров, и при проведении выплат», — комментирует вице-президент «Ренессанс страхование» Владимир Тарасов.

Реализация потенциала рынка поможет логистическим компаниям повысить стабильность цепочек поставок и эффективно управлять возникающими рисками. Стимулировать отрасль к использованию страховых инструментов можно за счет повышения прозрачности процессов между грузовладельцами, грузоперевозчиками и страховыми компаниями. Для снижения отраслевых рисков для всех участников логистического рынка требуется дополнительное координирование, консолидированные правила страхования и регламентированные процессы урегулирования.

Сегодня страховые компании приходят к тому, что повышение качества и прозрачности процессов и услуг для клиентов является необходимым условием для дальнейшего проникновения страхования логистики в отрасль. Как показал недавний опрос Zunami, 79% грузовладельцев хотели бы застраховать логистические риски, однако они сталкиваются со сложными процессами страховщиков и долгим и непрозрачным механизмом получения страховых выплат, вызывающим негатив у конечных клиентов.

Преимущества цифровизации

Страховка у лицензированных страховых организаций дает грузовладельцам большую степень защиты, а за счет применения ИТ-технологий — еще и объективные инструменты оценки качества работы логистического партнера и управления возможными рисками. Для снижения отраслевых рисков всех представителей отрасли российской логистике нужны объективная регуляция и консолидированные правила страхования, что приведет к дополнительному развитию конкуренции среди страховщиков, а значит, к большей защищенности участников рынка и повышению качества услуг.

Цифровизация страхования в логистике позволяет снизить отраслевые риски и обеспечить прозрачность процессов между всеми участниками: грузовладельцами, грузоперевозчиками, страховыми компаниями. Технологии в этом случае выступают в роли независимого медиатора, который обеспечит соблюдение всех условий и контроль качества услуг, в том числе.

Крупный бизнес также заинтересован в эффективном управлении рисками в логистики. Многие компании даже запускают партнерские проекты со страховыми компаниями или создают собственные структуры для страхования. Однако максимальный эффект от страхования получается за счет работы сразу с несколькими страховыми компаниями. Такой подход создает конкуренцию по страховым тарифам и качеству услуг, а также мотивирует страховщиков к выстраиванию прозрачных отношений и поиску интересных инновационных идей для своих контрагентов.

Но работа со множеством страховых партнеров приводит к дополнительным нагрузкам на персонал, операционные и ИТ-процессы. Благодаря технологиям цифрового страхования грузовладельцы могут эффективно сотрудничать сразу с несколькими страховыми компаниями на основе прозрачных регламентов, а также автоматически измерять выполнение правил и качество работы страховой компании. Это открывает больше возможностей для развития бизнеса. К тому же ИТ-технологии помогают автоматизировать работу со страховыми партнерами, а также анализировать нестандартные риски. Благодаря расширенной аналитике грузовладелец может оперативно получить все необходимые данные и выработать эффективное решение.

--

Вопросы страхования логистики в текущих условиях будут обсуждаться на круглом столе «Неочевидные и скрытые риски в логистике: где на самом деле финансовые потери» в рамках международной выставки TransRussia 2024. В рамках дискуссии страховщики, регуляторы, грузоперевозчики и аналитики поговорят о неизбежных изменениях в отрасли и негативных последствиях самострахования, росте количества и стоимости рисков, подискутируют о роли ИИ и цифровых технологий в оптимизации логистических процессов, а также предложат работающие подходы и инструменты для управления такими рисками и защиты в текущих рыночных реалиях.