← Дзен

«Иногда утрата только кажется утратой»: что делать транспортной компании при краже или потере груза

© Юрий Бизгаймер / Фотобанк Лори

«Пропавшие с радаров» грузовики часто находят целыми и невредимыми. Самые распространённые причины их исчезновения — плохая связь и неадекватное поведение водителя. Но если груз всё же украден или утерян, важно не терять время и действовать грамотно, подготовив нужные документы.

Эксперт по безопасности Фарид Джафаров опубликовал в своём телеграм-канале карточки, подготовленные Ассоциацией безопасности логистики. В них описан шаблон действий транспортной компании в случае кражи или потери груза. Посмотреть карточки можно по ссылке, а мы приводим текстовую версию.

1. Первым делом нужно установить все обстоятельства произошедшего: что и для кого везли, кто осуществлял перевозку. Если в штате или на аутсорсе есть юрист, нужно сообщить о происшествии ему — и следовать предложенному им плану. Если юриста нет, смотрим следующий шаг.

2. Необходимо собрать всю базовую документацию: данные из внутренней системы учёта, ТТН, ТН, полис страхования (если он оформлен) и другие документы. Они помогут оценить предварительную сумму ущерба и пригодятся в дальнейшем — для взаимодействия с полицией, страховой компанией и заказчиком перевозки.

3. Нужно получить объяснение от водителя, а затем вызвать полицию, подготовить и подать заявление. Важно получить копию этого заявления и корешок — его нужно будет отправить в страховую компанию, грузовладельцу и грузополучателю (проще говоря, всем заинтересованным сторонам).

Иногда то, что кажется утратой груза, только ей кажется. Если вы потеряли машину, то для начала стоит поискать её с помощью ГЛОНАСС, поспрашивать о ней на стоянках, в водительских чатах и т.п. Возможно, дело не дошло до криминала и транспорт найдётся.

Самые частые причины внезапной потери машины — попадание в «мёртвую зону», где нет ни телефонной сети, ни беспроводного интернета или проблемы с алкоголем у водителя. Реже водители перестают выходить на связь из-за проблем со здоровьем, экстренной госпитализации или из-за сломавшегося телефона.

— Был уникальный случай из практики, когда водитель на транспорте организации неожиданно изменил маршрут, во время звонков брал трубку, но не отвечал, — рассказывает Фарид Джафаров. — В итоге повезло, его остановили сотрудники ГИБДД. Объясняя ситуацию, водитель сообщил, что некие «голоса в голове» приказали ему ехать в Дагестан вместо точки выгрузки в другом регионе. Хотя стоит заметить, что до этого он работал более полугода без нареканий.

4. Обязательно оповестите об инциденте грузовладельца, грузополучателя и страховую компанию, предоставьте им все необходимые сведения.

5. Проведите служебное расследование (см. регламентирующие нормативно-правовые акты): выясните причины произошедшего инцидента, по итогам расследования составьте акт, и если заказчик направит запрос, предоставьте ему этот акт.

6. Проведите аудит проблемного бизнес-процесса, в ходе которого возник инцидент. В будущем регулярно принимайте меры для предотвращения краж и мошенничества (например, инструктаж водителей). Поддерживайте уровень осведомленности сотрудников в вопросах безопасности.

7. Взаимодействуйте со страховой компанией, чтобы получить возмещение. Если груз не был застрахован, компенсируйте ущерб грузовладельцу.

— Если выяснится, что груз украли, его, конечно, можно попробовать найти, — объясняет Фарид Джафаров. — При этом важно помнить, что в ряде случаев найденный груз никак не может быть реализован и, возможно, подлежит уничтожению. Поэтому следует учитывать, что результатом поиска могут стать только дополнительные расходы