← Дзен

«Мы просели так, что выкачивать из себя уже ничего не можем»: руководитель ТЭК — о росте тарифов в 2024 году

фото © Михаил Михин / Фотобанк Лори

Руководитель транспортно-экспедиционной компании из Казани, ведущий канала «Перевозчик116» Константин рассказал о расходах перевозчиков и тарифах, которые в этом году начали расти уже в январе.

Последнее видео Константина посвящено росту тарифов. Ставки на перевозки, по словам предпринимателя, сегодня нетипично высоки и находятся на уровне ноября прошлого года.

— Такого я не встречал, хотя уже 15 лет работаю в грузоперевозках. В январе ставки обычно на 10-12% ниже ноябрьских, январь всегда был «упадническим», как и февраль, и только в марте начиналось оживление, — говорит Константин.

Отметим, что согласно данным Индекса ATI.SU средние ставки на перевозки по состоянию на конец января даже выше ноябрьских и находятся на уровне середины декабря прошлого года. 

Причину повышения ставок предприниматель видит в растущих расходах, с которыми сталкиваются владельцы грузовиков.

— «Платон» с 1 февраля подорожает на 7,5%. Смех смехом, но 21 копейка за километр это дополнительные 3500 рублей на фуру в месяц. И эта сумма не будет доставаться из кармана перевозчика. Мы просели до такой степени, что выкачивать из себя уже ничего не можем, — говорит Константин.

Особое внимание перевозчик обращает на труднопрогнозируемые риски, например, на простои. Находящаяся в лизинге фура, по расчётам Константина, работает «в плюс» всего 2-2,5 дня в месяц, а всё остальное время «отбивает» обязательные платежи и траты. Именно с таким двухдневным простоем предприниматель столкнулся во время недавних снегопадов в Поволжье: несколько его машин застряли на перекрытых трассах.

— Простояла машина два дня, и ты в нуле. Ещё сутки, и уже в минусе, — объясняет перевозчик.

Простой может возникнуть из-за недоступности некоторых запчастей или из-за… установки тахографа. Чтобы оснастить контрольным устройством одну из новых машин, предпринимателю пришлось потратить целый день: зарегистрироваться на интернет-портале и дважды сфотографироваться, чтобы подтвердить регистрацию.

Ещё одна проблема — дефицит водителей. Константин отмечает: найти того, кто будет управлять автомобилем, можно. Но нанять водителя, умеющего обслуживать машину и выполнять хотя бы элементарные технические работы, гораздо труднее.

— Любая проблема в рейсе может обернуться вызовом эвакуатора и поездкой к дилеру, где придётся стоять в очереди, чтобы решить вопрос. В «левом» сервисе могут обуть и раздеть, даже если проблема кроется в одном проводке. Дефицит специалистов будет обостряться, и я подозреваю, что рост зарплат повлечёт рост ставок: тут никуда не денешься.

Не менее важная проблема — качество запчастей и расходных материалов: 

— Мой главный страх — масла и антифризы: высокий риск попасться на подделку, которая весь парк отправит на свалку. Первый раз поменяешь масло и ничего не выскочит, и второй ничего, а к третьему у тебя все двигатели могут посыпаться. Масло от гарантированного поставщика обходится примерно в 750 рублей за литр, но вдруг оно не из Германии, а из Турции? От этих страхов не избавиться.

Среди других статей расходов — дизельное топливо (в январе его потребление было особенно велико из-за морозов), придорожный сервис, страхование (оно дорожает из-за роста стоимости перевозимых грузов), финансовые инструменты.

Константин отмечает, что «случайных людей» в автоперевозках уже не осталось: «Рынок пришёл к тому, что все ТК работают по одному принципу, у них плюс-минус одинаковые расходы».

Растущие расходы, по мнению предпринимателя, уже невозможно «брать на себя», поэтому продолжат расти и тарифы. Понимают это не только перевозчики, но и заказчики перевозок:  

— Общаться с клиентами стало проще. Раньше мы цеплялись за каждую тысячу или две, а сейчас за 5, 10, 15 тысяч, торг идёт такой. И с той стороны нет сопротивления, если мы просим деньги, их дают!

Поэтому, уверен Константин, в обозримом будущем ставки продолжат расти. 

— Наш парк — пятитонники, 11 машин и флагман Freighliner «Баклажан», фура, в которую вкладываешь, вкладываешь и вкладываешь, — объясняет перевозчик. — Пятитонники работают по ставке 50 рублей за километр с НДС. Туда дороже, обратно дешевле, но в среднем так. При пробеге в 15 тысяч километров в месяц выходим в ноль.

С фурами на таких же дистанциях с НДС 90-100 рублей за километр. Ближе к лету этот рубеж преодолеем, стандартом станет 100 на круге, а где 100, там и 105-110. Я этот толчок наблюдал из Казани.

Ставка в 100 рублей за километр сложно пробивалась в сентябре, но потом пробилась — и продолжила рост. Психологический барьер преодолён, сегодня из Казани можно уехать за 120-130 рублей за километр. В обратном направлении ставка сейчас двигается к 100 рублям за километр, — говорит Константин.

источник