← Дзен

Непредсказуемые ставки и нехватка логистов. В экспедиционной компании рассказали о главных вызовах 2023 года

ERID: 2SDnjd93Ukg

Руководитель «ТЛК-Групп» подводит итоги уходящего года и делится планами на будущий.

О том, как прошёл 2023 год для одной из крупнейших транспортно-экспедиционных компаний России, рассказывает генеральный директор «ТЛК-Групп» Роман Богатырёв.

— В 2023 году мы показали хорошие результаты. Нарастили выручку в два раза, почти до семи миллиардов рублей, открыли 22 новых представительства в регионах (теперь их число перевалило за 100), а штат компании вырос на 200 человек.

На самом деле, неплохим был и 2022 год. Правда, тревожным: как и другие участники рынка, мы не понимали, чего ждать и нервничали — но не опускали руки, продолжали работать. Как оказалось, всё сделали правильно.

Мы провели ребрендинг: не только обновили сайт и логотип, но и сформулировали миссию компании — открывать бизнесу новые возможности, делая перевозки проще, доступнее и прозрачнее. Определились и с глобальной целью на будущее: стать мировым лидером в сегменте FTL через эффективное командообразование, постоянное масштабирование и регулярную автоматизацию процессов.

С начала текущего года «ТЛК-Групп» удавалось привлекать всё больше новых клиентов: пиковое значение (383) было достигнуто в августе, а по итогам года количество новых клиентов превысит 3500.

Клиентская база ощутимо выросла, а вместе с ней выросло количество спорных ситуаций. В 2023 мы выставили контрагентам более 900 претензий на общую сумму в 185,5 млн рублей — в основном это задержки оплаты. И тут отлично сработал юридический отдел. Большая часть претензий (свыше 800, на 163 млн рублей) была урегулирована в досудебном порядке, лишь по 71 пришлось подавать иски.

Этим летом сложилась необычная ситуация: ставки на перевозки резко рванули вверх. Дефицит транспорта спровоцировал ажиотажный спрос на китайские грузовики, перевозчики купили очень много таких машин (эксперты уверены, что по итогам года продажи тяжёлых грузовиков в России побьют исторический рекорд и составят 125-155 тыс. машин — прим. ред.).

Большинство «китайцев» покупалось в лизинг, и покупатели стремились заработать, чтобы отбить платежи. Так сформировался «рынок перевозчика»: владельцы транспорта выбирали клиентов, готовых платить больше, и остальным заказчикам тоже приходилось соглашаться на высокие ставки, чтобы доставить груз.

Из-за этого экспедиторам стало немного труднее работать, ведь перевозчики заинтересованы в дорогой перевозке, а клиенты — в дешёвой. Летом 2023 года этот конфликт интересов особенно обострился.

Нам очень помогла репутация. За 11 лет работы не было такого, чтобы мы не платили перевозчику, потому что нам не заплатил клиент. И многие перевозчики предпочитают работать именно с нами, потому что знают, что не будут ждать оплаты по 30 дней, деньги придут вовремя.

Осенью ситуация устаканилась: грузов стало меньше, ставки снизились. Сейчас нехватка транспорта отмечается лишь на некоторых направлениях. Впрочем, декабрь, скорее всего, станет «горячим» — в конце года ставки традиционно идут вверх.

Конкуренция за перевозчиков остаётся довольно жёсткой, и мы стараемся привлечь их. Сейчас завершаем разработку мобильного приложения для водителей транспортных компаний: выполняя наши заказы, они будут получать бонусы — подарочные карты крупного маркетплейса и баллы, которые можно потратить в нашем собственном магазине. Хотим, чтобы хорошее впечатление от нас сложилось не только у логистов, но и у водителей, а заказы от «ТЛК-Групп» стали желанными.

Репутация надёжной компании помогает выстраивать взаимоотношения и с заказчиками. Подтверждать репутацию всегда приходится делом. За годы работы нам не раз приходилось оплачивать бой груза из собственного страхового фонда. В 2023 году на такие выплаты потратили 8 миллионов рублей.

Ещё один приятный итог уходящего года — количество рекомендаций на ATI.SU, превысившее 15 000. Спасибо нашим партнёрам, клиентам и перевозчикам!

Главный вызов 2023 года

Открывать новые отделения в регионах нам помогает партнёрская программа. В 2022 году она продемонстрировала тревожную динамику: из 67 открывшихся за год филиалов 60 (т.е. 90% от общего числа) закрылись. Предпринимателям оказывалась поддержка, но многие не справлялись с работой и не могли выйти в устойчивый плюс.

Выход нашли в повышении квалификации. Мы запустили программу командировок, начали привозить руководителей филиалов в головной офис, в Тверь, и проводить для них комплексное обучение, «настраивать» работу самого руководителя и его подразделения.

Результаты не заставили себя ждать. Эффективность филиалов, руководители которых прошли обучение, значительно выросла. В 2023 году мы открыли 22 новых отделения, и 20 из них успешно продолжают работу: доля закрывшихся представительств снизилась с 90% до 10%.

Но главный вызов 2023 года — это, конечно, нехватка сотрудников. Да, в дефиците сегодня не только дальнобойщики. Заряженного на работу логиста найти ничуть не проще.

Кроме того, среди новичков велика текучка кадров. Пришедшие из других сфер соискатели хотят зарабатывать много и сразу. Зарабатывать много в логистике можно, но сразу — почти никогда.

Эту проблему решаем двумя способами.

Первый — цифровая оптимизация. Мы с 2017 года используем CRM, сделанную специально для нас партнёрской компанией. И всё это время мы улучшаем и совершенствуем систему. В 2023 году особенно много внимания уделяли оптимизации рабочих процессов. Расширили штат и впервые наняли собственных программистов, продакт- и проджект-менеджера: новые сотрудники устроили нашей CRM настоящий аудит. Они выпытывали у логистов каждую мелочь: удобно ли расположена эта кнопка? Анализировали процессы: можно ли сделать проверку контрагентов по базам быстрее хотя бы на несколько секунд?

Очень трудно оценить эффект такой оптимизации в деньгах. Но мы видим, что он есть. Производительность сотрудников постоянно растёт, а новичкам становится проще научиться работать с CRM.

Второе направление — кадровая политика. Мы совершенствуем систему обучения и в ближайшие месяцы откроем в Твери корпоративный университет. Обучать в университете будем в первую очередь новичков. Будем рассказывать о специфике профессии, давать базовые знания, чтобы они могли быстро влиться в рабочий процесс и начать работать на результат.

В то же время мы постоянно улучшаем условия труда, чтобы остановить «текучку». Недавно приняли участие в рейтинге лучших работодателей HeadHunter, результаты станут известны в феврале 2024 года. В следующем году будем претендовать на премию «HR-Бренд года». Помимо «социалки», занимаемся и корпоративной культурой: в декабре запускаем корпоративный портал, на котором сотрудники смогут получать бонусные баллы за выполненные показатели и тратить их в нашем магазине.

Решение этих задач и есть наши главные цели в 2024 году. Будем повышать квалификацию сотрудников, делать их работу эффективнее и развивать не только логистический, но и HR-бренд. И, конечно, продолжим работать над улучшением условий для наших главных партнёров — заказчиков и перевозчиков.

Что осталось за кадром: как сотрудники «ТЛК-Групп» спасают водителей от волков и уговаривают беспокойных мам

Александр Лазебник (Челябинск) рассказал об опасной перевозке, которая могла завершиться трагически, если бы не вмешательство сотрудников регионального представительства «ТЛК-Групп»

— Машина, доставлявшая груз из Усть-Луги в Магадан, застряла на участке после Якутска. Заглохла в –55 градусов. Связи с водителем не было.

Отогревали его своими силами, кормили, буквально отгоняли волков. Привозили топливо, чтобы можно было починить трал. Груз был дорогой, было нервно, очень нервно!

В течение семи дней машина проходила участок в 450 километров. Три раза замерзала и ломалась. Зимой этот участок считается очень опасным: мы платили людям, чтобы они хоть как-то ему помогли, но даже местные отказывались туда ехать! И всё-таки люди нашлись. Итог: живой водитель, целый груз, довольный заказчик.

А Игорь Кушнир из Санкт-Петербурга поделился несколькими забавными историями:

«Бывало, что ездил и будил водителей из-за того, что они решили поспать и пропали со связи, а они опаздывали на погрузку».

«Искал штаны водителю, так как он был в шортах — не пускали на погрузку».

«Водитель боялся ехать на дальнее расстояние, и сказал, что нужно спросить разрешение у его мамы перед поездкой, а я взял и позвонил ей, отпрашивал».