← Дзен

Рынок растущих рисков: что будет с автоперевозками и их страхованием в ближайшие годы

фото: v-kurse.ru

1 ноября компания «Инносети», разработчик платформы сопровождения страхования грузоперевозок «Цунами», провела в Москве конференцию, посвященную управлению качеством услуг и повышению доли рынка для страховых и логистических компаний за счет страхования.

Всего на площадке РБК Центр Событий собралось 250 участников рынка: страховые, логистические и ИТ-компании.

В рамках деловой программы лидеры рынка страхования и логистики представили лучшие бизнес-кейсы, а исследовательские агентства — свежие оценки текущего состояния рынка грузоперевозок и его страхования, прогнозы и перспективы развития до 2026 года. Так, по данным MA Research, за девять месяцев 2023 года объем всего рынка транспортно-логистических услуг составил 5,5 трлн рублей. Аналитики отмечают, что сегмент транспортных услуг растет, увеличиваются дальность перевозок и размер грузооборота, повышается роль автотранспорта в коммерческом секторе.


По прогнозам экспертов, в 2023-2026 годах средний прирост рынка транспортно-логистических услуг составит 12% в год. Наибольшее увеличение ожидается по итогам текущего года (+17,8%), в дальнейшем возможно снижение динамики вплоть до 2026 года.

Текущий объем рынка автомобильных грузоперевозок по итогам 3-х кварталов оценивается почти в 1,3 трлн рублей, из них 74% приходится на сегмент FTL (прямые машины), 18% — на LTL (сборные грузоперевозки), 8% — на КГТ (крупногабаритные грузы). К концу 2023 года эта цифра достигнет уже 1,7 трлн рублей.

В 2021-2023 годах рынок прирастал на +24% ежегодно, с 2023-го до 2026-го темпы роста снизятся до +12%. Согласно экспертным прогнозам, к концу этого периода общий объем составит уже 2,4 трлн рублей.


Шеф-редактор отдела экономики РБК Иван Ткачев привел консолидированный прогноз на 2023-2026 годы. Согласно представленным данным, в 2022 году рынок страхования грузоперевозок составил 31,6 млрд рублей, а по итогам 2023-го может достичь 38,2 млрд (+20,8%) с потенциалом увеличения в 2026-м до 110 млрд рублей.


По данным исследовательского агентства MA Research, а также по результатам опросов участников рынка, страхование в 2023 году уже стало отраслевым стандартом клиентского качества в массовых сегментах логистики: в сборных грузах (LTL), курьерской доставке и экспресс-доставке. Более 80% клиентов логистических компаний оформляют страховые полисы и пользуются страховыми продуктами. В 2022-2023 годах на рынке появилось значительное количество новых страховых продуктов и сервисов, в том числе с использованием искусственного интеллекта и математической статистики.

В рамках конференции участники — аналитики, эксперты, представители лидирующих на рынке страховых, транспортных и логистических компаний — уделили особое внимание важности измерения индекса потребительской лояльности (NPS — Net Promoter Score) и удовлетворенности клиентов (CSI — Customer Satisfaction Index). Страховые компании улучшили эти уже традиционные для маркетинга показатели оценки качества клиентского сервиса на 20-30% относительно уровней 2020 года.

Основным стимулом повышения качества клиентского сервиса продолжает оставаться рост отраслевых рисков (более чем в 2 раза), начавшийся в 2021 году, а также трансформация отрасли последних двух лет. В частности, изменились логистика и география грузопотоков, выросла стоимость товаров грузов и уровень аварийности, клиенты привыкли получать качественный сервис.

Согласно обзору экспертов и результатам опросов участников, были выделены 4 фактора, влияющие на рост рисков в страховании грузоперевозок:

  1. до 25% увеличилось количество ДТП с участием большегрузных транспортных средств;
  2. до 30% выросло количество претензий клиентов на одну перевозку;
  3. до 200% выросла средняя сумма претензии от клиентов;
  4. До 200% увеличилось количество выявленных схем страхового мошенничества.

В качестве основного драйвера роста страхования в 2024 году эксперты также выделяют страхование новых рисков (потенциал до +20% объема), наряду с высоким проникновением страхования (потенциал до +20% объема) и увеличением среднего чека (потенциал до +50% объема). Выросла доля внутрироссийских перевозок, как уже сформировавшийся тренд на 2023-2026 годы.

В то же время, по данным страховых компаний, потенциал для страхования грузоперевозок превышает текущие показатели 2023 года более чем в 2,5 раза. Средний уровень проникновения страхования по отрасли колеблется в широком диапазоне от 5% до 85% от компании к компании.

В условиях значительного повышения отраслевых рисков страхование может дать участникам рынка реальную ценность. Использование непрофессиональных инструментов, например, покупка полисов не у страховых компаний, в том числе услуг страхования от логистических компаний без лицензий и соответствия требованиям ЦБ РФ, может привести к подрыву доверия клиентов к страхованию отрасли в целом. Страховые компании, действующие в нормативной базе и соответствующие всем требования ЦБ РФ, лучше адаптированы к возможным рискам и диспропорциям отрасли и в долгосрочной перспективе будут более стабильными.

По итогам конференции были выделены дополнительные ценности для логистических компаний и тренды, уже ставшие отраслевыми стандартами:

  1. Автоматизированное урегулирование и выплаты страховых премий при наступлении определенных триггерных событий (например, при нарушении сроков логистической компании).
  2. Выплаты клиентам от нескольких часов до нескольких дней от фиксации страхового случая.
  3. Применение скоринговых инструментов для определения справедливой стоимости каждой перевозки.
  4. Передача «роботам» страховых случаев на рассмотрение и урегулирование.
  5. Использование искусственного интеллекта для повышения качества коммуникаций с клиентами.
  6. Математический анализ и распознавание фотографий для определения случаев страхового мошенничества и характера повреждения грузов.
  7. Непрерывный анализ показателей клиентской удовлетворенности для управления атрибутами страхового продукта в постоянном режиме.

Источник: "Инносети"