← Дзен

«За полгода тарифы выросли на 50-70%»: как объяснить клиентам, почему дорожает логистика

фото: 110km.ru

Участник ATI.SU столкнулся с резким ростом тарифов практически на всех направлениях. Выясняем, что произошло.

В редакцию ATI.SU обратился руководитель компании из Уфы. Предприниматель торгует квадроциклами и отправляет технику в разные регионы России. В этом году он столкнулся с существенным ростом стоимости автоперевозок.

— Мы всегда рассчитывали среднюю ставку на расстояниях до 2000 километров в 20-25 рублей за километр, но перевозчики в последнее время просят гораздо больше. Не на 10-20%, а на 50-70%, а иногда и в два раза больше! Говорят, что сейчас «такая ситуация», — поделился предприниматель.

Участник Биржи рассказывает, что менеджеры компании озвучивают клиентам стоимость перевозки исходя из прежнего опыта, а потом оказывается, что машину за эти деньги уже не найти. С покупателями приходится объясняться — но объяснить, почему выросли ставки, менеджеры не могут.

Вводные данные:

  • квадроциклы отправляются поштучно частным клиентам;
  • продавец ищет перевозчиков на ATI.SU и не пользуется услугами экспедиторов;
  • товар отправляется как малотоннажным транспортом, так и фурами в качестве догруза;
  • половина заказов отправляется в европейскую часть России (бо́льшая часть — в Москву и Санкт-Петербург), ещё половина уходит за Урал.

Расходы перевозчиков растут

За последний год Индекс ATI.SU, отражающий средние ставки по России и на сотне самых популярных маршрутов внутри страны, вырос почти на 40%. Однако рост за последние шесть месяцев (+25,8%) не такой внушительный, как рассказывает наш участник.

Эксперты отмечают: расходы перевозчиков за последние полтора года очень сильно выросли. Подорожало всё: от дизельного топлива до самих машин и запчастей. Некоторые детали для европейских грузовиков выросли в цене в несколько раз. То же самое можно сказать о грузовых шинах и моторных маслах западных марок.

— Если раньше новый КАМАЗ стоил 7 миллионов рублей, то теперь он стоит 10-11 миллионов. Столько же просят за китайские тягачи, — рассказал нам президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Растут и другие расходы: вырос тариф «Платона», подорожали платные дороги.

Стоит отметить, что новые большегрузы продолжают расти в цене. С 1 августа повысился размер утилизационного сбора на ввозимую из-за рубежа технику; по оценкам участников рынка, китайские грузовики из-за этого подорожают как минимум на 600 тысяч рублей. Не стоит забывать и об инфляции: по итогам 2022 года её уровень достиг почти 12%. У владельцев транспорта выросли административные расходы, а у водителей-частников — повседневные траты.

Транспорта стало меньше

Ставки растут ещё и потому, что транспорта стало меньше: машин не хватает, чтобы удовлетворить спрос на перевозки. У этой проблемы несколько причин.

Отсутствие достаточного количества грузовиков обусловлено уходом «большой семёрки» европейских производителей: на рынке остались только российские и китайские компании. За магистральными тягачами КАМАЗ выстраиваются очереди, ждать новые грузовики приходится от нескольких месяцев до полугода. К китайским машинам многие перевозчики относятся настороженно, опасаясь в первую очередь проблем с запчастями и сервисным обслуживанием.

Дефицит водителей также усилился: крупнейшие перевозчики сообщают, что из-за нехватки кадров простаивают сотни машин (в среднем, от 5 до 15%). Эту проблему обычно связывают с исключением профессии водителя из системы среднего образования, снижением её престижности и трудными условиями работы. Нехватка водителей вынуждает работодателей повышать зарплаты, что также сказывается на себестоимости перевозок.

На фоне этих проблем спрос на перевозки растёт. В конце июля Центробанк сообщил о рекордной загрузке производственных мощностей российских предприятий.

— Растёт спрос на доставку сырья, материалов, готовой продукции, — объясняет основатель и директор Биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде. — Высок спрос на перевозки в новые регионы для военных и гражданских нужд. Кроме того, маршруты международных перевозок удлинились из-за переориентации грузопотоков с европейского направления на среднеазиатские. Поэтому для перевозки определённого количества грузов теперь нужно больше машин, чем раньше.

В результате спрос вырос, а предложение снизилось. Баланс нарушен, и ставки будут расти, пока он не восстановится. А восстанавливаться баланс может долго: для этого перевозчикам придётся закупить новые машины, нанять и обучить новых водителей.

Мнение «частников»

Владелец ГАЗона Next, видеоблогер Олег (канал Перевозчик.РФ) также заметил рост ставок, хотя и не очень высокий.

— Не скажу, что ставки безумно выросли. Да, подросли, но далеко не на 50%! У нас фуры ходят по 50 рублей за километр, куда уж тут малотоннажникам!

Наш собеседник, однако, допускает, что на определённых маршрутах ставки могут подниматься особенно сильно.

— В сезон всегда растут ставки на южных направлениях, перевозчики просят полторы обычных ставки, потому что знают, что обратный груз найти будет очень трудно. Грубо говоря, ГАЗон на маршруте Белгород – Астрахань летом может рассчитывать на 35 рублей за километр — плюс на половину сверх того, ведь не факт, что он сможет найти «обратку».

Похожая ситуация может возникнуть и с направлением на Санкт-Петербург. Раньше найти груз в Северной Столице было гораздо проще, но после введения санкций и ухода контейнерных линий, по которым грузы из-за рубежа попадали в петербургский порт, найти обратные загрузки стало гораздо труднее.

Ещё одна возможная причина высоких ставок — ликвидность груза. Стоит квадроцикл немало, а продать его легко: это лакомая цель для грабителей, и перевозчики могут предпочесть пусть и менее выгодный, но не представляющий интереса для злоумышленников груз — особенно если на маршруте нет охраняемых стоянок.

Руководитель транспортно-экспедиционной компании из Казани Константин, ведущий блог на YouTube, в одном из своих видеороликов рассказывал, что принципиально не возит дорогие и ликвидные грузы: технику, сигареты, алкоголь. Убытки в случае кражи или ДТП могут быть столь велики, что брать такие грузы перевозчик считает нецелесообразным.

Говоря о причинах роста ставок, Константин отмечает, что на коротком плече (до тысячи километров) дефицит транспорта и водителей особенно ощутим — крупные компании традиционно делают упор да средние и длинные расстояния. Поэтому ставки растут: частники, как утверждает предприниматель, впервые за долгие годы получили возможность устанавливать собственные тарифы.

На ставки могут оказывать влияние и сезонные факторы — весенние ограничения (квадроциклы, очевидно, не входят в перечень грузов, перевозка которых разрешена в период просушки), обстановка на дорогах.

Подведём итоги. Ответить на вопрос «Почему растут тарифы?» одной фразой не выйдет — у повышения ставок много причин. Перечислим основные:

  • растущий спрос на грузоперевозки, вызванный всплеском промышленного производства, присоединением новых территорий и увеличением дальности международных перевозок;
  • нехватка транспорта, усугубившаяся после ухода европейских производителей;
  • дефицит водителей, не позволяющий крупным компаниям загрузить имеющиеся машины работой на 100%;
  • высокий уровень инфляции и сильный рост цен на грузовики, запчасти и сервисное обслуживание.

Таким образом, нехватка машин и водителей наложилась на увеличение спроса на перевозки и их себестоимости, что и привело к росту ставок. На определённых маршрутах он может быть особенно ощутим из-за особенностей промышленной географии, общей интенсивности грузопотока, сезонных ограничений и других факторов.