В 2023 году в Казахстане изменились правила допуска к международным перевозкам: зарубежным компаниям стало значительно труднее регистрировать здесь фуры. В местное законодательство были внесены и другие изменения: рассказываем о них подробнее.
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Казахстане регламентируются одноименным документом, который был утверждён в 2015 году.
В 2023 году в этот документ изменения не вносились, однако менялись другие нормативные акты, регламентирующие внутренние и международные перевозки. Рассмотрим их подробнее.
Новые правила допуска к международным автоперевозкам
В феврале 2023 года в Казахстане начали действовать новые правила допуска к международным автоперевозкам. В законодательство внесли ряд ограничений для новых компаний. Таким образом чиновники РК решили защитить местных перевозчиков от давления компаний из России и Беларуси, которые начали открывать в Казахстане филиалы и регистрировать здесь машины, чтобы избежать санкций. В Союзе автоперевозчиков и экспедиторов Казахстана утверждают, что иностранные компании «забрали себе 70% рынка грузоперевозок». Трудно сказать, соответствует ли такая оценка действительности, однако очевидно, что работать перевозчикам из Казахстана действительно стало труднее.
Теперь допуск к международным перевозкам для казахстанских перевозчиков делится на два вида: без применения иностранных разрешений и с их применением. Первый вид допуска позволяет выполнять перевозки лишь в те страны, где дозвол не нужен. Второй вид допуска можно будет получить лишь спустя два года после получения первого. Таким образом, зарегистрированная в РК компания в течение первых двух лет может выполнять перевозки лишь в некоторые страны. Кроме того, грузовики, ввезённые в Казахстан более чем на год, теперь не смогут получить доступ к международным перевозкам.
Стоит отметить, что новые правила назвали чересчур жестокими даже казахстанские перевозчики. В интервью одному из местных изданий предприниматели рассказали, что многие из них не хранили документы за прошлые годы и теперь будут вынуждены ждать два года, чтобы получить возможность выполнять международные перевозки.
Электронные пломбы и таможенный контроль
С 1 апреля 2023 года в Казахстане была запущена система онлайн-отслеживания движения товаров. Теперь на товары, которые перемещаются между странами ЕАЭС, необходимо оформлять сопроводительные накладные. Документы должны оформляться в электронном виде непосредственно перед пересечением границы.
В прессе появилась информация, что система может использоваться для отслеживания «санкционных» товаров и запрета их ввоза в Россию. В российском Минтрансе отметили, что запуск системы связан с реализацией соглашения об электронных навигационных пломбах (ЭНБ). Стоит отметить, что эксперимент по внедрению электронных накладных стартовал ещё в 2020 году. Завершился он удачно: Минфин республики тогда отмечал, что пилотный проект продемонстрировал перспективность электронного документооборота. Иными словами, внедрение накладных было вопросом времени.
С момента запуска системы прошло более двух недель, и пока логисты не сообщали о каких-либо трудностях с таможенным оформлением грузов в Казахстане. Как будут развиваться события и станут ли власти Казахстана ограничивать реэкспорт товаров в Россию, покажет время.
Ввоз грузов из третьих стран
В начале марта власти Казахстана приостановили действие некоторых положений приказа, утверждающего правила применения разрешительной системы. Теперь в РК снова можно ввозить грузы после перегрузки или перецепки в третьих странах. Такой порядок будет действовать до 1 января 2024 года.
В таких изменениях были заинтересованы российские и белорусские перевозчики, которые привозили в Казахстан грузы из европейских стран, которые доставлялись в Россию и Беларусь с помощью перегрузки/перецепки. Ещё в начале года перевозчиков, которые ввозили в республику груз из третьей страны, могли оштрафовать. Похожие проблемы наблюдались и в 2022 году: тогда они решились после вмешательства российского Минтранса.
Как будет складываться обстановка в 2024 году, прогнозировать сложно. Вполне вероятно, что чиновники вновь смогут договориться о временной отмене ограничений на ввоз товаров из третьих стран.
Новые штрафы для водителей за нарушение ПДД
В 2023 году в Казахстане выросли штрафы за нарушение ПДД — они были проиндексированы почти на 13%.
За превышение скорости на 10-20 километров в час придётся заплатить 17 250 тенге, на 20-40 — 34 500 тенге, на 40 и более километров в час — 69 000 тенге. За повторное превышение скорости в течение года придётся заплатить 103 500 тенге.
За несоблюдение требований разметки и дорожных знаков водителю придётся заплатить 10 350 тенге. Проезд на запрещающий сигнал светофора обойдётся нарушителю в 34 500 тенге (51 759 тенге в случае повторного нарушения).
Среди других штрафов:
- неправильная парковка (нарушение правил стоянки или остановки) — 17 250 тенге;
- невыполнение требований сотрудника контролирующих органов об остановке ТС — 138 000 тенге;
- нарушение правил перевозки грузов или пассажиров —17 250 тенге;
- непристёгнутый ремень, использование телефона во время движения — 17 250 тенге.
Весенние ограничения на дорогах Казахстана в 2023 году
Весенние ограничения в Казахстане проходят в два этапа. В Алматинской, Атырауской, Жамбыльской, Карагандинской (Жезказганский регион), Кызылординской, Мангыстауской и Туркестанской областях они действуют с 1 марта по 1 апреля. В Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахсанакской, Карагандинской (Карагандинский регион), Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях дороги закрываются с 23 марта по 1 мая.
Условия ограничений одинаковы во всех регионах: допустимая осевая нагрузка снижается до 8 тонн на ось. Ограничения, однако, не распространяются на международные перевозки, а также на перевозки продуктов питания, лекарств и гуманитарных грузов.