← Дзен

«Если бы перевозки были убыточными, ими бы не занимались»: предприниматель раскрыл доходность пятитонников

moyoauto.ru

Владелец небольшой транспортной компании рассказал о прибыльности пятитонников и поделился расчётами, которые показывают, что рентабельность перевозок в этом сегменте может быть неплохой — если водители знают своё дело, а диспетчеры подбирают для них хорошие загрузки.

Видеоблогер и автор канала «Перевозчик 116», руководитель небольшой экспедиционно-транспортной компании Константин записал новый ролик и рассказал, сколько денег ему приносят взятые в лизинг подержанные «Газоны» — а заодно поделился соображениями о доходности среднетоннажных грузовиков. Посмотреть видео целиком можно по ссылке, а мы приведём основные тезисы. 

*  *  *

— Расскажу про заработки на пятитонниках и приведу цифры — средние по рынку: у кого-то обязательно получится больше, а у кого-то меньше.

В среднем наши «Газоны», 18-паллетники с высотой 2,6 метра, проходят 150 тысяч километров в год. Возим мы всё, кроме самых дорогих грузов — алкоголя, сигарет, мелкой техники: так мы отсекли определённые риски. Наши грузы — товары народного потребления, продукты, недорогое оборудование, в последнее время развозим холодильники по магазинам. 70% направлений — восток: Сургут, Новый Уренгой, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Братск. А дальше не суёмся, страшно за машины.

Машины у нас с пробегом под 500 тысяч километров. За каждый пройденный километр (в т.ч. порожние пробеги, включая поездки на ТО и ремонты) они зарабатывают 35 рублей с НДС (это цифры на март 2023 года, в прошлом году «Газоны» зарабатывали 31-32 рубля). Если в среднем машина проезжает 12,5 тысяч километров в месяц, приносит она 440 тысяч рублей.

На топливо уходит порядка 160 тысяч рублей (в среднем зимнее топливо стоит 57 рублей за литр). Зарплата водителя с налогами и суточными — 100-110 тысяч рублей. 25 тысяч в месяц приходится откладывать на техобслуживание, потому что газончики старые: раз в два месяца заезжаем на ТО, меняем масло, шприцуем, ремонтируем то, что выявляется. Ещё 30-40 тысяч откладываем на более серьёзный ремонт. Лизинговый платёж — 70 тысяч рублей.

Кстати, недавно в некоторых регионах дизельное топливо резко подешевело: в районе Нового Уренгоя и в Татарстане мы заправлялись по 48 рублей за литр. Никто не знает, что произошло?

Итак, в среднем каждый «Газон» приносит 50 тысяч рублей. Много это или мало? Не могу сказать. Наверное, можно выжимать и больше. Большинство перевозчиков — в том числе и я — постоянно жалуются, что всё хреново и заработков нет, но картина выходит другая.

Да, рынок падающий, рынок конкурентный, «кто успел — тот и съел». Но при правильном ведении и администрировании даже несчастный ломучий «Газон» приносит доход. Он потом постареет, станет ломаться ещё чаще, но к тому времени уже выйдет из лизинга — и ремонт будет покрываться отсутствием ежемесячных платежей.

С водительским составом беда. Водителей приходится мотивировать: чем старше машина, тем больше она просит внимания, и водителю в рейсе в любом случае придётся один-два раза залезть под капот, что-то подкрутить. Приходится идти на определённые уступки. И всё же по моим ощущениям, если руководитель транспортной компании правильно всё рассчитал, сейчас его машины находятся в доходной части. Плюс-минус полтинник у него выскакивает.

Сейчас кризис, новые машины брать страшно. Но я всё-таки решил проанализировать предложения лизинговых компаний. Возьмём КАМАЗ «Компас», 21 паллет. С учётом акций и субсидий он будет стоить около 6 млн рублей. Расчёт можно сделать с нулевым первоначальным взносом, купить практически готовую машину буквально с нулём рублей. 8,5 метров надстройка, 2,65 высота — больше, чем половина еврофуры! Грузоподъёмность больше 6,5 тонн, машину поставят в июле 2023 года. Я наблюдаю за «Компасами», они постоянно дорожают. Альтернативой может стать JAC (20-паллетник со всеми растентовками) или длинный Foton.

Заложим пробег в 165 тысяч километров в год. У нас будет именно так, потому что водитель один, работает на определённом направлении, и ему надо будет отдохнуть. Это 13 750 километров в месяц. В среднем у нас будет выходить 42 рубля за километр, если не тупить и не брать плохие направления. Итого — 580 тысяч рублей в месяц с НДС при правильной диспетчеризации.

Расход топлива заложим в 22 литра на 100 километров. При таких пробегах (и 57 рублях за литр) это 175 тысяч рублей. Водителя на новый авто найти всегда легче, его зарплата — 100-105 тысяч рублей. Первое время машина ломаться не будет, можно откладывать по 20 тысяч в месяц на ТО и по 10 на форс-мажорный ремонт. Остаётся 280 тысяч рублей. Из них нужно вычесть только лизинговый платёж, 170 тысяч, и останется 110 тысяч рублей.  

На данный момент при правильном запуске и наличии оборотки на месяц (деньги на топливо и зарплату, 400 тысяч или меньше, если брать загрузки, где быстро платят) можно на второй месяц выйти в плюс, в долгосрочной перспективе получать прибыль в 100 тысяч каждый месяц. Ладно, с НДС не каждый месяц, и всё равно: я с «Газонами» в два раза меньше зарабатываю.

Конечно, брать машину с нулевым первоначальным взносом страшно. Как платить 170 тысяч за лизинг, если, например, один водитель уволится, а второго не получится быстро найти? Пугают простои на загрузках и выгрузках, или может что-то сломаться, а запчасти не будет и придётся долго её ждать...

Подобью итоги. Обладая «Газоном» или КАМАЗом  — лизинговым или нет — доход можно получать при любых условиях. Если машина улетает в минус, то либо это неправильная машина, либо ты неправильно работаешь, либо что-то не так с персоналом.

Кто-то скажет, что машины сегодня берут, чтобы отбить лизинг и потом их продать. Нет! В нашей стране, кто бы что ни говорил, любое оборудование или транспорт должны приносить владельцу копеечку.

Мы часто жалуемся и говорим, что всё хреново: старые машины ломаются, а новые стоят конских денег. Ложь, обман и провокация. Рынок всё нивелирует и приводит в равновесие: если бы это была убыточная история, никто бы ей не занимался.