← Дзен

Как выбрать самосвальный полуприцеп в 2023 году

2022 год внес много изменений в рынок полуприцепов: и санкции, и рост цен на материалы, и переход производителей на аналогичные комплектующие других поставщиков.

При расчете экономической эффективности полуприцепа учитывают много нюансов и большой объем данных. Мы поговорили с Евгением Поправка, директором компании Полуприцеп.рф, и выяснили, на что обратить внимание при выборе полуприцепа для перевозки сыпучих стройматериалов.

Европейскую технику, которая давно себя зарекомендовала, теперь импортируют в ограниченном количестве и по новым схемам. Это напрямую влияет на рост цен. Для обзора выбраны пять самых ходовых моделей самосвальных полуприцепов на 2023 год:

  • Grunwald (Россия),
  • Neman (Россия),
  • Wielton (Польша),
  • Тонар (Россия),
  • Kässbohrer (Турция).

Проскролльте таблицы вправо, чтобы увидеть их полностью


Тонар

Neman

Grunwald

Kässbohrer

Wielton

Страна

Россия

Россия

Россия

Турция

Польша

Модель

SH3-33

Nm.T34-SH

Gr-T34 SH

DL-32

NW-3S33

Цена, руб.

3’400’000

3’700’000

4’220’000

6’500’000

6’640’000

Модели Тонар, Kässbohrer, Grunwald и Neman имеют полукруглую форму кузова (Half-pipe), Wielton — коническую (Konisch). Объем кузова у всех прицепов в диапазоне 32–34 куб. метра.

На что обращать внимание при выборе

Ориентироваться на экономическую эффективность конкретных моделей прошлого года нецелесообразно. Санкции, наложенные ЕС, полностью изменили структуру рынка: цены на иностранные детали выросли из-за дефицита импорта, продолжают дорожать резина, сталь и пластик.

Критерий 1. Сталь — важна высокая прочность

Сталь — один из основных материалов при изготовлении полуприцепа. Для рамы используют высокопрочную, а для кузова — высокопрочную и износостойкую. Чем дольше этот материал прослужит, тем выше экономическая эффективность полуприцепа. Сталь продают под разными названиями: Hardox, Strenx/Domex, Powerform/Severdom, Magstrong, но марка гораздо важнее, чем имя, данное производителем. Именно марка определяет прочность и износостойкость материала. В рассматриваемых моделях использованы следующие марки:

  1. S700.
  2. S460.
  3. S420.
  4. S355 (09Г2С).

Чем выше марка стали, тем она прочнее и тем меньше используется при создании полуприцепа, что влияет на его вес. Перевозчик, имеющий более легкий полуприцеп, сможет больше зарабатывать за рейс и весь период эксплуатации, если уменьшение массы рамы не скажется на ее прочности. Но за сталь с повышенными характеристиками прочности придется переплатить, а это не всегда экономически целесообразно.

Критерий 2. Резина — под суровые дороги России

Износостойкость резины — еще один важный показатель при выборе самосвального полуприцепа. Резина бывает четырехтонной и усиленной пятитонной. Перевозчики предпочитают колеса с более высокой грузоподъемностью — они более адаптированы для езды по бездорожью и с перегрузом. Шины самосвального полуприцепа, не рассчитанные на повышенную нагрузку, могут лопнуть на ходу.


Тонар

Neman

Grunwald

Kässbohrer

Wielton

Резина

5-тонная

4-тонная

5-тонная

4-тонная

4-тонная

Марка стали рамы

S355 (09Г2С)

S420

S420

S700

S700

Марка стали кузова

S700

S420

S420

Hardox/Raex 450 (дно); Domex/Optim 700 (стенки)

Hardox 450

Толщина стали кузова: стенки/дно

4 мм /

5 мм

6 мм /

8 мм

6 мм /

8 мм

5/4 мм /

5 мм

4,5 мм /

4,5 мм

Критерий 3. Оси — с запасом грузоподъемности

Самый главный показатель при выборе оси — грузоподъемность. Для самосвальных полуприцепов обычно используют девятитонные оси. Но есть и усиленные до одиннадцати или тринадцати тонн — они более адаптированы под отечественный бизнес грузоперевозок.

«Самосвалы покупаются под очень сильные перегрузки. Это все знают: и водители, и производители. У самосвалов короткое плечо, потому организовать маршрут, в котором они объезжали бы все рамки, — посильная задача вне зависимости от того, какой размер парка».

Например, самые распространенные самосвальные полуприцепы вмещают 33 куба груза. Если это песок, то в одном кубе его минимум 1,5 тонны. При расчете веса груза получается следующее: 1,5 × 33 = 49,5 тонн песка в кузове. А максимальная нагрузка на пять осей по закону — 40 тонн, включая вес сцепки. Наполнить кузов доверху без перегруза невозможно.

Критерий 4. Гидроцилиндры — приоритет у проверенных временем

Это механизм, который поднимает кузов при выгрузке. Если он не выдержит перегрузку и сломается, то многотонный кузов упадет на раму и не даст шансов выжить полуприцепу и тягачу. Поэтому так важно смотреть компанию-производителя гидроцилиндра. Евгений считает, что самые проверенные бренды на данный момент — Hyva, Binotto и Penta. А, например, турецкий Hydromas еще не успел зарекомендовать себя на российском рынке. В рассматриваемых моделях установлены все перечисленные гидроцилиндры:

  1. Hyva, Binotto — Grunwald, Wielton, Kässbohrer.
  2. Hydromas, Penta — Тонар, Neman.

Критерий 5. Тормозные системы — можно присмотреться к китайским

Замена тормозных колодок и барабанов — регулярная часть обслуживания полуприцепа. Чем чаще они меняются, тем выше стоимость обслуживания и ниже экономическая эффективность техники. Поэтому надежность — основной критерий при выборе тормозов.

До 2022 года российские производители использовали преимущественно продукцию европейских брендов: WABCO, Haldex, Knorr-Bremse. Теперь купить ее сложнее, поэтому рынок адаптируется и присматривается к альтернативным производителям из Китая: VIE, SORL.

Вот как выглядит актуальный рейтинг в рамках представленных систем:

  1. WABCO EBS (Германия) — Wielton и Kässbohrer.
  2. VIE EBS (Китай) — Тонар.
  3. SORL ABS (Китай) — Grunwald и Neman

Тонар

Neman

Grunwald

Kässbohrer

Wielton

Марка осей

Тонар

Osman Koç / Сeylan

BPW*

BPW/SAF

BPW/SAF

Допустимая нагрузка на ось

13 тонн

12 тонн

9 тонн

9 тонн

9 тонн

Марка гидроцилиндра

Penta/Hydromas

Hydromas

Hyva/Binotto

Hyva

Hyva/Binotto

Модулятор, тормозная система

VIE EBS, барабанный тип

SORL ABS, барабанный тип

SORL ABS, барабанный тип

WABCO EBS, барабанный тип

WABCO EBS, барабанный тип

* В десятом пакете санкций наложен запрет на поставку из Европы в Россию осевых агрегатов для полуприцепов. Нет информации, сможет ли компания продолжать выпускать оси на своем заводе, расположенном в РФ.  

Как правильно рассчитывать экономическую эффективность

Экономическая эффективность полуприцепов оценивается с помощью специальной расчетной характеристики — стоимости одного километра пути: чем дешевле километр — тем рентабельнее техника. При расчете учитывается цена покупки новой техники, переплата за кредит или лизинг, расходы на страхование по каско, а также цена продажи на вторичном рынке.

Общая стоимость владения полуприцепом = Цена покупки + Лизинг + Каско - Цена продажи

Стоимость 1 км = Общая стоимость / количество пройденных километров

При этом переплаты за лизинг или кредит зависит от первоначальной стоимости полуприцепа: чем выше стоимость — тем больше переплата. А вот остаточная стоимость определяется не только «неизрасходованным ресурсом» техники, но и предпочтениями покупателей на вторичном рынке.

«Какие-то полуприцепы дешевеют быстрее, а какие-то медленнее. Цена Grunwald на вторичном рынке может составлять 60% от цены нового, а Тонара того же года выпуска — 50%. Так выходит потому, что по статистике рынка в некоторых моделях эксплуатационного ресурса остается больше».

В свою очередь, стоимость обслуживания зависит от цены комплектующих и их надежности. Поэтому некоторые компании предпочитают покупать более дорогие модели полуприцепов, рассчитывая на более высокую надежность и меньшие расходы на обслуживание.

Все эти характеристики сложно оценить на глаз, поэтому «Полуприцеп.рф» собрал актуальные данные в одну таблицу и произвел расчет экономической эффективности, исходя из актуальных цен на 2023 год. При расчете мы основывались на усредненных эксплуатационных значениях: 250 тысяч километров пробега в год при 40 тоннах груза в кузове.

Экономическая эффективность самосвальных полуприцепов:

Производитель / Показатели в руб.

Тонар

Neman

Grunwald

Kässbohrer

Wielton

Стоимость нового полуприцепа

3’400’000

3’700’000

4’220’000

6’500’000

6’640’000

Переплата за кредит/лизинг за 3 года

765’000

832’000

950’000

1’462’000

1’500’000

Каско за 3 года

204’000

222’000

253’200

390’000

398’400

Итоговая стоимость покупки полуприцепа

4’369’000

4’754’000

5’423’200

8’352’000

8’538’400

Цена продажи через 3 года

2’300’000

2’405’000

2’750’000

3’380’000

3’500’000

Эксплуатационная стоимость* за 3 года

2’069’000

2’349’000

2’673’200

4’972’000

5’038’400

Гарантия на полуприцеп

3 года

1 год

1 год

1 год

1 год

Стоимость 1 км пробега**

2,76 ₽

3,13 ₽

3,56 ₽

6,63 ₽

6,72 ₽

* Без учета расходов на сервисное обслуживание и резину.

** Расчет экономической эффективности: 1) к цене покупки нового полуприцепа прибавляем расходы на кредит или лизинг; 2) из полученной суммы вычитаем цену продажи на вторичном рынке; 3) полученную цифру делим на 750 000 км (пробег за три года).

Сэкономьте на покупке самосвального полуприцепа 1,5 млн рублей — оставьте заявку до конца апреля 2023 года.