Чем занимаются транспортно-экспедиционные компании, насколько рентабелен их бизнес, с какими рисками встречаются посредники и почему транспортно-экспедиционные услуги так востребованы?
Правила транспортно-экспедиционной деятельности в России регламентированы федеральным законом №83. Этот закон описывает правила организации перевозки, перечень экспедиторских документов и требования к качеству услуг, оказываемых экспедиционными компаниями.
При этом 83-ФЗ не обязывает экспедитора выступать именно в качестве посредника. Иными словами, транспортно-экспедиционная компания может выполнить перевозку своими силами на собственном транспорте, не привлекая сторонних перевозчиков. Поэтому само понятие «транспортно-экспедиционный» было и остаётся довольно размытым: его можно применить как к компании-посреднику, так и к транспортной компании, осуществляющей перевозки «под ключ», с полным сопровождением.
И всё же экспедиторами сегодня чаще всего называют именно посредников, т.е. компании, заключающие договор транспортной экспедиции и работающие преимущественно с привлечённым транспортом. Попробуем разобраться, для чего они нужны и чем занимаются.
Что входит в задачи транспортно-экспедиционных компаний?
Организация грузоперевозок – непростой процесс с большим количеством нюансов. Задач у экспедитора, получившего заказ на перевозку груза из пункта А в пункт Б довольно много. Перечислим главные:
- Проверка контрагентов. Если экспедитор работает с заказчиком впервые, он должен изучить компанию, чтобы исключить возможные проблемы (мошенничество, задержка оплат и прочее). Не менее важно изучить перевозчика: нет ли у него проблем с законом или претензий от других заказчиков? Исправны ли машины? Надёжны ли водители?
- Выбор транспорта. Важно правильно выбрать машину, подходящую для перевозки того или иного груза по тоннажу и множеству других характеристик (объём кузова, вид загрузки, температурный режим и пр.).
- Оформление документов. Договор транспортной экспедиции и другие документы необходимо правильно заполнить, а по выполнению перевозки своевременно отправить клиенту, чтобы не задерживать оплату.
- Отслеживание перевозки. Обычно экспедиторы отслеживают машины с помощью систем спутникового мониторинга и поддерживают контакт с водителем по телефону. Многие водители недолюбливают назойливых диспетчеров, но постоянный контакт с водителями и представителями компаний-грузоотправителей и компаний-грузополучателей зачастую позволяет провести перевозку максимально гладко, без задержек на погрузке и выгрузке.
- Составление маршрутов. Тут следует отметить, что экспедиторы зачастую работают с одними и теми же перевозчиками и часто заинтересованы в том, чтобы после выгрузки машина могла отправиться за новым грузом – при этом желательно, чтобы находился он неподалёку, а ставка была хорошей.
- Работа с задолженностью. Транспортно-экспедиционные компании получают деньги от заказчиков по факту выполненной перевозки, и сроки оплаты необходимо контролировать. Кроме того, важно своевременно оплачивать работу перевозчиков.
Иными словами, обязанностей у сотрудников транспортно-экспедиционных компаний очень много. В этом и заключается их предназначение: брать на себя офисную работу, которую многие водители-частники сделать просто не в состоянии. Не потому что не смогут, а потому что некогда.
По этой же причине транспортно-экспедиционные услуги востребованы и у заказчиков перевозок. Сотрудничество с экспедитором позволяет свести штат логистов к минимуму даже в тех случаях, когда отгрузок много. Логистика в таком случае буквально отдаётся на аутсорсинг.
Поэтому огромная часть перевозок выполняется с привлечением посредников, транспортно-экспедиционных компаний.
Рентабелен ли бизнес транспортно-экспедиционных компаний?
Да — иначе их бы не было.
Подробно о рентабельности такого бизнеса мы писали в июне 2022 года, рассматривая пример, приведённый предпринимателем из Казани, владельцем небольшой экспедиционной компании Константином. Основные расходы его компании связаны с арендой офиса, зарплатами персонала и повседневными тратами на документооборот, оргтехнику, использование цифровых сервисов и т.д. Константину практически всегда удаётся работать в плюс, но о сверхприбылях речь не идёт — обычно доход составляет около 10% от общей выручки. Разумеется, этот опыт нельзя применить ко всем остальным экспедиционным компаниям России. Кто-то зарабатывает меньше, кто-то больше.
Как и среди транспортных компаний, среди экспедиторов заметна тенденция к консолидации: за последние несколько лет на рынке появились крупные игроки, работающие на федеральном уровне. Ежедневно они выполняют сотни и тысячи заказов – и ожесточённо конкурируют между собой. За их развитием интересно наблюдать, ведь конкурируя они стремятся предложить и клиентам, и перевозчикам максимально широкий спектр транспортно-экспедиционных услуг.
Пожалуй, самая заметная на этом рынке тенденция — цифровизация: в профессиональной речи появилось понятие «цифровой экспедитор», которое обозначает компанию, активно внедряющую электронные сервисы.
Клиенты «цифровых экспедиторов» могут заказать перевозку, совершив минимальное количество действий в браузере компьютера или мобильного устройства (зачастую в этом же браузере они могут отслеживать путь машины и получить необходимые документы).
Но «уход в цифру» — не единственная тактика, позволяющая транспортно-экспедиционным компаниям увеличивать прибыль и обходить конкурентов. Активно внедряются различные сервисы, не имеющие прямого отношения к экспедиционной деятельности, но позволяющие привлекать перевозчиков: авансирование, финансовая аренда машин и другие.
Ответственность транспортно-экспедиционных компаний
Экспедиторы занимаются организацией перевозки «под ключ» и несут перед клиентом, с которым подписан договор транспортной экспедиции, прямую ответственность за её результат. Законодательство описывает её в 3 главе 83-ФЗ.
Худшее, что может случиться с вверенным транспортно-экспедиционной компании грузом — утрата, порча или недостача. За груз придётся платить в соответствии с его заявленной либо действительной стоимостью: таковы правила транспортно-экспедиционной деятельности.
Кроме того, клиент вправе взыскать с экспедитора упущенную выгоду, связанную с повреждением или гибелью груза. Отметим, что риск этот довольно существенный: к сожалению, грузовики нередко попадают в ДТП, а на стоянках до сих пор орудуют воры и грабители.
Законодательство позволяет в ряде случаев переложить груз ответственности на перевозчика — взыскать с него деньги, если груз был утерян или повреждён по вине водителя. Однако возможно это далеко не всегда. Мы не будем описывать схемы, позволяющие владельцу транспорта уйти от ответственности — просто отметим, что их довольно много. Кроме того, у перевозчика может просто не найтись суммы, позволяющей покрыть убытки. Если груз стоимостью в несколько десятков миллионов рублей был утрачен по вине водителя-частника, единственный автопоезд которого стоит несколько миллионов — ситуация может оказаться патовой. Чтобы не попасть в неё, нужно либо доверять дорогие грузы крупным компаниям, с которых есть, что взыскать, либо страховать их.
До 2020 года экспедиторы находились в особо стеснённом положении, т.к. законодательство не позволяло им страховать грузы. Грузы всё равно страховали на свой страх и риск, но иногда это заканчивалось печально: при наступлении страхового случая страховщики заявляли, что ГК позволяет страховать ответственность только в случаях, предусмотренных законом, а в 83-ФЗ ничего про страхование сказано не было.
Но в марте 2020 года в федеральный закон была внесена соответствующая поправка. Теперь страхование ответственности компаний, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги, абсолютно легально.
Как отличить добросовестного экспедитора от мошенника?
Автомобильные грузоперевозки – сфера, в которой мошенники встречаются чаще, чем хотелось бы. И особенно часто они действуют в качестве экспедиционных компаний, выступая посредниками и присваивая себе чужие деньги и грузы. Объясняется это достаточно просто: для работы экспедитору необходим лишь компьютер с доступом в интернет и мобильные телефон.
Прежде чем подписать договор транспортной экспедиции, будущего партнёра необходимо проверить. Достаточно много информации может дать паспорт участника ATI.SU: там указаны данные о компании, её рейтинг, контакты сотрудников, информация об активности участника биржи. Там же можно увидеть историю претензий и упоминаний на форуме «Недобросовестные партнёры», а также почитать отзывы.
Настораживать должны такие признаки, как недавняя смена собственников, отсутствие активности (или небольшая активность) за последний год. В таком случае лучше провести более тщательную проверку (о том, как это сделать, мы писали совсем недавно) или вовсе отказаться от сотрудничества с компанией.
Если решите углубиться в эту тему, обязательно прочтите статью о «копировальщиках грузов» — посредниках, которые перевыставляют чужие грузы, максимально приближая ставку без НДС к оригинальной ставке с НДС. Часть из таких «копировальщиков» - мошенники: они собирают большое количество грузов, получают деньги за перевозку и исчезают, не оплатив работу перевозчиков. Другая часть обманывать контрагентов не собирается, однако использует «серые схемы», позволяющие уклониться от налогов. Налоговая инспекция не дремлет: счета такой фирмы могут быть арестованы в любой момент.
Кого лучше выбрать: экспедитора или прямого перевозчика?
Ответ на этот вопрос зависит от ваших нужд. Единственное, что можно сказать: ограничивать себя рамками точно не стоит (если только вы не отправляете несколько сотен фур в день: тогда перевозчика с автопарком, способным закрыть такие объёмы, будет практически невозможно).
Важно помнить, что сегодня перевозчик может быть экспедитором, а экспедитор — перевозчиком. В компании с большим автопарком может быть отдел, занимающийся исключительно экспедированием – равно как и у экспедиционной компании может быть свой транспорт. Решающими факторами при выборе транспортной компании должны стать: добросовестность, способность в полном объёме удовлетворить ваши запросы, а также умение организовать перевозку качественно и выполнить её в срок, с минимальными рисками.