Открыть новый маршрут, расширить перечень перевозимых грузов, сократить время простоев в несезон — разбираемся, как еще операционная аренда техники помогает транспортным компаниям повышать рентабельность и эффективность бизнеса и наращивать парк быстрее, чем конкуренты.
Как рынок грузоперевозок перестраивался в 2022 году
В 2022 году на рынке автомобильных грузоперевозок происходили серьезные изменения. Весной, на фоне санкций и ухода Schmitz, Kogel, Krone и других европейских брендов с российского рынка, резко выросли затраты транспортных компаний на технику и запчасти. Только в марте себестоимость транспортировки увеличилась на 10—12%, цена обслуживания грузовой техники — на 60%, а расходы перевозчиков на автозапчасти и комплектующие — на рекордные 87%.
Из-за повышения ключевой ставки, которая на пике достигала 20%, подорожал лизинг. Многие транспортные компании временно отказались от расширения автопарков, опасаясь брать на себя долгосрочные финансовые обязательства и не понимая, смогут ли они компенсировать внутрироссийскими перевозками доходы, потерянные из-за блокировки импорта. «Если раньше мы везли из Европы по 5000 легковых автомобилей в месяц, то весной загрузка автовозов упала в 10 раз — до 500 машин. Автовозы простаивали, большинство наших водителей с международным допуском остались без работы», — вспоминает Вадим Тимохин, руководитель отдела технического контроля компании «Мэйджор Авто Транс», которая до кризиса поставляла новые иномарки отечественным автодилерам.
Почему транспортные компании предпочитают лизингу операционную аренду
Однако уже с июля рынок начал восстанавливаться, а по итогам 10 месяцев 2022 года объем перевозок автотранспортом вырос до 4,52 млрд тонн — на 0,4% больше, чем годом ранее. Перевозчики начали адаптироваться к новой реальности: одни стали осваивать региональные направления, другие — активнее участвовать в тендерах на доставку товаров, третьи — возить новые типы грузов, четвертые переориентировались на доставку товаров из Казахстана и других стран, откуда идет параллельный импорт. Многие из тех, кто приспособился к изменившемуся рынку, закрывают свои потребности в технике через операционную аренду полуприцепов. По данным Полуприцеп.рф, количество таких сделок выросло на 227% по сравнению с 2021 годом, а загрузка арендного парка компании увеличилась с 78,49% в начале года до 99,53% в декабре.
Операционная аренда — аналог каршеринга или подписки на легковой автомобиль: арендатор вносит небольшой возвратный депозит и получает полуприцеп во временное пользование минимум на 3 месяца. Чем больше срок аренды, тем меньше ежемесячный платеж. Когда срок подписки закончится, технику можно вернуть владельцу или продлить аренду. В компании Полуприцеп.рф так поступают большинство арендаторов: за 2022 год средний срок аренды увеличился с 8 до 18 месяцев.
В стоимость ежемесячного платежа, зафиксированного на весь срок аренды, включены сервисные расходы: техобслуживание, ремонт, замена изношенных шин, тормозов, амортизаторов и других расходников. За постановку техники на учет, оформление КАСКО, уплату транспортного налога тоже отвечает арендодатель.
Какие задачи перевозчики решают с помощью подписки на полуприцеп
Операционная аренда позволяет гибко перенастраивать бизнес-процессы в компании. Вот как ее используют клиенты Полуприцеп.рф.
Берутся за перевозку новых типов грузов. Например, московская компания «Мэйджор Авто Транс» после падения спроса на доставку машин из Европы автовозами занялась доставкой сборных грузов, для чего арендовала шторные полуприцепы. «На текущий момент мы своей цели достигли: переключились на внутрироссийские направления, активно заключаем контракты с грузоотправителями, заказы на перевозки сборных грузов растут, — объясняет Вадим Тимохин, руководитель отдела технического контроля компании «Мэйджор Авто Транс». — Выручка покрывает ежемесячные платежи по аренде полуприцепов, расходы на ФОТ и операционную деятельность, и мы еще остаемся в плюсе». Помимо «штор», в Полуприцеп.рф можно арендовать новые рефрижераторы и контейнеровозы и использовать их с собственными тягачами, а при необходимости сменить тип техники во время срока аренды. Выводить много денег из оборота не придется: обеспечительный платеж за полуприцеп — 100 тысяч рублей.
Открывают новые маршруты грузоперевозок. Компания «Новабренд» из Нижегородской области, которая занимается транспортировкой химической продукции, благодаря подписке на полуприцеп смогла наладить доставку грузов из Владивостока. «Ставки на этом направлении оказались гораздо выше. За одну перевозку с Дальнего Востока, это порядка 20—25 дней, машина может заработать столько же, сколько обычно у нас машина зарабатывает за два месяца», — рассказывает Алексей Исаев, руководитель компании. Сейчас он арендует в Полуприцеп.рф 40-футовый контейнеровоз, выручка от сцепки покрывает операционные расходы и платежи за подписку на полуприцеп и лизинг тягача. «Сложно предсказать объем загрузки, когда у тебя еще не сформирована база стабильных клиентов. А аренда дает нам возможность зарабатывать на старте нового направления», — говорит владелец «Новабренд».
Быстро находят подменную технику. Транспортной компании «Транстехсервис» из Ярославля, которая не смогла доукомплектовать свой парк рефрижераторов перед Новым годом, не пришлось отказываться от заказа на поставку скоропортящихся продуктов — необходимую технику получили по подписке. «Аренда — очень удобный вариант, когда техника нужна под контракт или на время ремонта полуприцепа после серьезного ДТП. Или, как в нашем случае, когда мы остались без техники в разгар спроса на перевозки», — поясняет генеральный директор компании Артем Пименов.
Расширяют пул заказчиков. Одному из клиентов Полуприцеп.рф операционная аренда техники позволила участвовать в тендере крупного маркетплейса. Исполнить его своими силами компания не могла: ее парк состоял преимущественно из автоцистерн, а для перевозки требовались шторно-бортовые полуприцепы. Взять технику в лизинг не успевали, был риск не успеть подать заявку на участие в закупке. Оформить подписку на полуприцепы клиенту удалось уже через два дня после обращения в Полуприцеп.рф, а после победы в тендере техника сразу ушла в рейс. Можно завершить сделку и быстрее: в отличие от лизинговых процедур, которые базово занимают 2–3 недели, скоринг по операционной аренде проходит за день, для проверки нужны четыре документа. Договор с арендатором подписывают дистанционно.
Нивелируют риски сезонных перевозок. Например, чтобы компенсировать простой самосвальных полуприцепов в несезон, транспортная компания может взять в аренду шторные полуприцепы и выполнять заказы на сборные грузы, а потом вернуть технику владельцу.
Быстрее увеличивают свой автопарк, получая больше сцепок за те же деньги. Компании, которые рассматривают покупку техники как инвестицию, могут комбинировать лизинг и операционную аренду, чтобы ввести в эксплуатацию больше автопоездов, не увеличивая при этом расходы на расширение автопарка. Например, на сумму, которую перевозчику хватит для оплаты первого взноса на покупку 5 сцепок в лизинг, по комбинированной схеме можно приобрести 6 сцепок, если оформить лизинг только на тягачи, а полуприцепы взять по подписке. При таком варианте операционная выручка компании от использования техники окажется на 20% выше.
В условиях турбулентности, когда горизонт планирования сократился до пары месяцев, а перевозчикам приходится перестраивать бизнес, осваивать новые ниши и привлекать заказчиков, операционная аренда как способ расширения автопарка явно выигрывает у лизинга. Легкий вход, легкий выход, минимум финансовых обязательств, гибкая замена одного типа полуприцепов на другой во время действия подписки, скорость передачи техники в аренду — все это позволяет компании быть более мобильной и опережать конкурентов.