Бывалый водитель даёт советы новичкам и рассказывает, можно ли сесть за руль фуры, не поработав до этого на малотоннажнике, когда слова логиста стоит пропустить мимо ушей и зачем будущим дальнобойщикам играть в компьютерные игры.
Дальнобойщик Алексей Карев опубликовал на своём YouTube-канале видеоролик, в котором дал советы новичкам и тем, кто только собирается сесть за руль большегруза.
Учите ПДД. Незнание ПДД — одна из самых серьёзных проблем и начинающих, и опытных водителей в наши дни. Возьмите книжку с ПДД (она не такая уж и толстая) и прочтите её от корки до корки, можно уложиться за день. Правила дорожного движения одинаковы и в России, и в Европе.
Имейте в виду, если вы сели на фуру, теперь вы — профессионал. Уж кто-то, а вы эти правила должны знать досконально.
Если не уверены — выйдите и посмотрите. Когда вы паркуетесь задом через левое плечо, вы ничего не видите справа. В таком случае выходите и смотрите, что находится справа.
Если будете парковаться задом и возникнет хоть малейшее опасение, что в слепой зоне может что-то быть — не ленитесь и выходите! Когда я начинал работать, первые три месяца выходил из кабины постоянно.
Смотрите в зеркала. Если упёрлись в какое-то препятствие и видите, что колёса прицепа не проходят и сейчас вы наедете на какой-нибудь столб или бордюр, нужно не давить тапок в пол, а выйти, осмотреться, понять, можно ли войти в этот поворот по другой траектории, сдать назад и проехать.
В интернете много видеороликов, на которых упёршиеся в препятствие дуболомы давят на газ и ломают дрова. Не будьте такими дуболомами! Упёрлись куда-то — сдайте назад и заедьте по другой траектории.
Держите дистанцию. Пока вы новичок и работаете первые месяцы, у вас нет навыка предвидения дорожной остановки. Поэтому нужно оставлять себе как можно больше времени, чтобы среагировать на возможную аварийную ситуацию.
Мой первый наставник, стажировавший меня в России сказал: едь спокойно и держи дистанцию 200-250 метров. Это отличный совет для тех, кто сел за руль фуры недавно.
Не отвлекайтесь от дороги. Многие, наверное, видели ролик, как водитель потянулся за чем-то в спальнике, отвлёкся и вылетел с дороги. Чтобы такого не случилось, зарубите себе на носу: если нужно что-то переставить, найдите безопасное место, остановитесь и сделайте свои дела. Отвлекаться от дороги в движении нельзя.
Если заехали куда-то не туда, не спешите сразу же разворачиваться. В любом случае у вас есть три варианта:
- посмотрите карту: возможно, впереди есть удобное место для разворота;
- сдайте задом, если недавно проехали удобную площадку для разворота;
- если решите разворачиваться, не забывайте, что делать это можно не только передом, но и задом. Для этого можно использовать прилегающую дорогу.
Если заехали в тупик, всегда помните: скорее всего, вашу проблему можно решить несколькими способами. Оцените их и выберите наилучший.
Не надо разворачиваться на автобане! Недавно водитель в Италии развернулся на автобане и отделался лёгким испугом: лишением прав и штрафом в 8 тысяч евро. Ему на самом деле очень повезло, потому что он перекрыл весь автобан. В него легко мог кто-то влететь и убиться, и тогда человек сел бы в тюрьму всерьёз и надолго.
Не стесняйтесь спросить совета у коллег. Если вы работаете в СНГ, никаких проблем с этим не будет, здесь почти все говорят по-русски. В Европе русскоязычных тоже много, и все остальные помогают очень активно, если сможете найти с ними общий язык. Никто не скажет вам: «Ты что, дурак такое спрашивать?» — ни разу в жизни я такого не слышал. У дальнобойщиков так принято: что-то не понял — спроси!
Ко мне недавно подходил коллега лет 60, видно, что с огромным опытом; ему было непонятно, как в DKV-боксе (аналог транспондера) настроить вес прицепа, чтобы ехать по платной дороге в Швейцарии. Человек с опытом не постеснялся подойти к молодому и что-то спросить. И это правильно!
В своей первой компании в России мы сделали чат, в котором было двое молодых водителей и двое опытных. Каждый раз, когда мне что-то было непонятно, я спрашивал у коллег, и они всегда помогали. А вопросов было много: начинал я без опыта, с 17,5-метровым прицепом, ещё и в декабре.
Когда надо, будьте ассертивным. Что такое ассертивность? Это умение в нужный момент проигнорировать мнение окружающих.
Допустим, вы едете по ремонтирующейся дороге. Работаете третий день, ещё не привыкли к габаритам. А сзади будет ехать торопливый, например, итальянец — им такое свойственно — и моргать фарами.
Ассертивность — умение мысленно сказать этому итальянцу: дружок, ехать быстрее я не могу, потому что не чувствую габаритов, так что пару минут подождёшь!
Либо звонит логист и говорит: сегодня надо проехать 1200 километров, мы опаздываем. Вам нужно пропустить это мимо ушей, потому что опаздываете не вы, а логист. 1200 километров ехать не надо, а надо взять и забить на то, что вам только что сказали.
В этом плане нужно брать пример с немцев. Допустим, сотрудник на предприятии перекладывает какие-то свои бумажки, а вы приехали к нему и стучитесь в окошко. Он не отложит бумаги, услышав ваш стук и обратит на вас внимание, только когда завершит свою задачу. И он поступит правильно: если постоянно отвлекаться от текущей задачи, ты никогда её не закончишь или закончишь неправильно.
Соблюдайте РТО. Обязательно. Эти правила написаны кровью: звучит пафосно, но это правда. Правила придуманы умными людьми, их нужно заучить как отче наш и соблюдать неукоснительно: от них зависит ваша жизнь и свобода. Даже если вы сами не убьётесь, есть риск, что вы убьёте кого-то другого и сядете в тюрьму.
Не слушайте блогеров, которые говорят, что настоящий мужик должен проезжать 1000, а то и 1200 километров в день, чтобы зарабатывать. Сразу ставьте им дизлайк и отписывайтесь.
Даже если не открыли категорию СЕ, практикуйтесь в вождении. Ездите хотя бы на легковой машине.
Многие спрашивают: можно ли пересесть на фуру сразу с легковой машины? Разумеется, можно — но при условии, что человек умеет ездить на легковушке и знает ПДД. Если вы молодой парень 18 лет, вчера открывший BC и ждёте год, чтобы открыть CE, не теряйте время, поездите на легковой машине. Получите базовые навыки: умение ориентироваться на дороге, предвидеть дорожную ситуацию, «читать» мысли других водителей, видеть знаки. Без этих навыков садиться за руль фуры нельзя ни в коем случае!
Многие спрашивают: обязательно ли перед фурой работать на «Газели» или пятитоннике? Скажу за себя: я отработал два месяца на «Газели», и чисто психологически мне было проще. Был опыт пересадки с маленькой машинки на большую грузовую. Как ни крути, «Газель» больше любой легковушки. И когда я второй раз пересаживался на большую машину, стресс был не таким сильным. Но в целом это не обязательно.
Практикуйтесь в компьютерных играх! Вы будете смеяться, но это помогает. Год назад я снял ролик про компьютерную игру Scania Truck Driver Simulator, чтобы люди тренировались сдавать задом, парковать грузовик, маневрировать в сложных местах. Многие зрители обвинили меня в рекламе и сказали, что это не помогает.
На самом деле опыт игры даёт понимание элементарных вещей. Например, перед поворотом нужно сбросить скорость, особенно когда вы гружёный. Заходя в поворот, нужно взять радиус побольше, чтобы задними колёсами не проехать по бордюру или не снести светофор. У людей, которые не играли в такие игры, этого понимания нет. Поэтому человек, который на повороте снёс светофор, скорее всего год назад ругал меня в комментариях.
Конечно, игры не сделают вас профессионалом и не дадут все навыки. Но вы получите хоть и небольшой, но опыт, благодаря которому не будете совершать смешные, нелепые ошибки.