← Дзен

Смешать, но не перепутать: интермодальные и мультимодальные перевозки

fsmlogistics.ru

В чём они похожи и чем отличаются?

Сегодня мы расскажем о таком явлении, как смешанные грузоперевозки — перевозки смешанными путями сообщения и разными видами транспорта, при которых в любых пропорциях сочетается транспортировка по автомобильным и железным дорогам, воздушными и морскими путями. Наиболее популярный комбинированный вариант перевозки — когда задействуется автомобильный и железнодорожный транспорт.

Смешанная транспортировка может быть интермодальной или мультимодальной, и у каждого варианта есть свои преимущества. А вот с самими определениями может начаться путаница, так как в разных интернет-источниках эти термины трактуются по-разному. В одних проводятся чёткие грани между интермодальными и мультимодальными перевозками, в других признаки интермодальных приписываются мультимодальным и наоборот, а в третьих говорится, что эти определения тождественны, и тут же приводятся "различия", что само по себе выглядит довольно противоречиво.

На общеевропейской конференции министров транспорта стран ЕС (СЕМТ), состоявшейся в конце 1994 года, было принято решение, в соответствии с которым мультимодальной считается транспортировка одного вида груза не менее чем двумя видами транспорта, а интермодальные перевозки  производятся одним видом транспорта, но с перегрузкой опломбированного контейнера в пути следования. Так говорится в статье "Стратегическая мультимодальность" информационно-аналитической газеты "Транспорт России", являющейся официальным печатным органом Министерства транспорта РФ, поэтому будем придерживаться именно этого "канона", когда выделяем отличие мультимодальных и интермодальных перевозок.

Мультимодальные перевозки

В процессе мультимодальной транспортировки схема "от двери до двери" осуществляется как минимум двумя разными видами транспорта, однако за весь её ход отвечает один перевозчик, а потому она проходит по одному договору для одного заказчика. Компания-перевозчик в таком случае выступает в роли мультимодального транспортного оператора (МТО).

В мультимодальной перевозке могут совмещаться все доступные варианты транспортировки: по автомобильным или железным дорогам, водными или воздушными путями в любых возможных комбинациях.

Однако мало кто из перевозчиков может позволить себе иметь парк, включающий все виды транспорта — на все случаи транспортировок, поэтому мультимодальные перевозки нередко осуществляются с привлечением субперевозчиков.

Все смены ТС в рамках мультимодальной транспортировки чётко спланированы, все пункты перегрузки обозначены заранее. Тем не менее характеристики транспортируемой партии груза: объем, конечное место доставки, получатель и т.д. остаются неизменными.

МТО на всех этапах подготовки и осуществления перевозки согласовывает действия всех участвующих сторон: грузоотправителя, перевозчика, субперевозчиков и грузополучателя. Задача мультимодального транспортного оператора: максимально оптимизировать процесс транспортировки груза по времени, цене, бюрократическим процедурам и т.д., получив свою выгоду.

Выгода заказчика перевозки заключается в том, что он получает "под ключ" целый комплекс логистических услуг по оптимальной для него цене, заключив договор всего с одной компанией, что также существенно упрощает документооборот.

Интермодальные перевозки

Интермодальные перевозки представляют собой перевозку одного груза разными транспортными компаниями по одному договору со стороны заказчика, но когда каждая из компаний отвечает только за свой этап пути, то есть с передачей груза от экспедитора к экспедитору вместе с ним переходит и ответственность за него.

При этом доставка груза от "двери до двери" фактически проходит в одной и той же грузовой единице или в автотранспортном средстве — контейнере, съёмном кузове, полуприцепе, автодорожном составе  без его перегрузки на время смены вида транспорта.

Простейшая схема интермодальной перевозки: транспортировка контейнера по схеме: автомобиль-железная дорога-автомобиль. В таком случае за этап железнодорожной транспортировки отвечает не только перевозчик, с которым грузоотправитель заключил договор, но и представители ж/д-компании. При такой модели каждый перевозчик выступает в роли самостоятельного участника процесса, в то время как участники мультимодальных перевозок работают как партнёры.

Комбинированная перевозка

Благодаря классификации, принятой СЕМТ, разница между интермодальными и мультимодальными перевозками стала понятнее. Однако в профессиональном языке логистов можно встретить понятия: "комбинированная", "прямая комбинированная" и "непрямая комбинированная” транспортировка", в трактовках которых зачастую происходят разночтения. Однако по сути они применяются к смешанным мультимодальным и интермодальным перевозкам.

Перевозка сборных грузов

Нельзя путать понятия "смешанная перевозка" и "транспортировка сборных грузов".

Если перевозчик везёт в одном ТС разнородные грузы от одного заказчика, это называется  транспортировкой сборных грузов, а в случае с перевозкой разнородных грузов от разных заказчиков — консолидированной перевозкой. Сборные и консолидированные грузы, как правило, составляют малогабаритные единицы, которые могут разительно отличаться друг от друга и объёмом, и тарой, необходимой для перевозки. Ни один из этих двух вариантов транспортировки груза нельзя назвать "смешанной перевозкой", так как данное понятие имеет отношение исключительно к смене видов транспорта.

Роман Кадулин