Как изменились популярные прицепы отечественного производства и смогут ли они заменить зарубежные?
До санкций более 50% российского рынка занимали европейские производители полуприцепов, но сейчас официальные поставки прицепной техники из Европы прекратились. Доставлять технику и запчасти параллельным импортом сложно и дорого. При этом техника остается без гарантийной поддержки производителя, ведь поставка происходит без его одобрения. Сервисное обслуживание затягивается из-за отсутствия комплектующих — в результате техника простаивает, а перевозчики теряют выручку.
В такой ситуации экономически целесообразно переходить на российские полуприцепы — сейчас они самые рентабельные: у них ниже стоимость владения по сравнению с европейской техникой, их проще обслуживать.
Компания Полуприцеп.рф начала использовать отечественные полуприцепы «Тонар» в 2018 году, а с 2021 года стала закупать больше техники этого бренда. В парке компании более 900 полуприцепов, из них 127 «Тонаров».
Об опыте эксплуатации полуприцепов «Тонар» рассказывает Тамара Воскресенская, операционный директор компании Полуприцеп.рф. Она объясняет, какие узлы и элементы «Тонаров» были модернизированы в 2020 году и как изменения повлияли на эксплуатационные характеристики новых полуприцепов.
Почему нашему опыту можно доверять
Рассчитали рентабельность
Полуприцеп.рф — арендная компания. Мы передаем транспортным компаниям собственную технику и предлагаем полуприцепы в аренду на короткий срок. Мы сами занимаемся обслуживанием и ремонтом наших полуприцепов и заинтересованы в том, чтобы их эксплуатация была беспроблемной.
Перед тем как закупить технику, мы тщательно рассчитываем ее рентабельность — стоимость руб/км. Для этого мы учитываем такие параметры, как стоимость покупки новой техники, затраты на сервисное обслуживание и цена последующей продажи полуприцепа на вторичном рынке. Сейчас стоимость километра пути самая низкая на российском рынке у полуприцепов «Тонар».
Убедились в надежности
Среди российских транспортных компаний есть стереотип, что магистральные «Тонары» ломаются чаще европейских полуприцепов, из-за чего компании теряют деньги. Действительно, несколько лет назад так и было. Но в 2020 году «Тонар» серьезно модернизировал те узлы и компоненты своих полуприцепов, в отношении которых до этого были нарекания.
Мы на собственном опыте видим разницу между тентованными полуприцепами «Тонар» 2019 и 2020 года выпуска. Старые полуприцепы нам часто приходилось ремонтировать. Но в процессе модернизации производитель устранил все слабые места, и у новых «Тонаров» этих проблем уже нет.
Почему полуприцепы «Тонар» стали надежными и удобными в эксплуатации
В первую очередь завод «Тонар» модернизировал узлы и компоненты, которые чаще всего выходили из строя: оси и ступичные подшипники, конструкцию бортов и крыши.
Оси и ступичные подшипники
Что было раньше: «Тонар» использовал оси с полурессорами, которые требовали обслуживания каждые 15 000 км. Магистральные полуприцепы обычно работают на длинном плече, рейс может продолжаться 3–4 недели, поэтому соблюдать график обслуживания было почти невозможно. Из-за этого оси быстрее выходили из строя, нарушалась соосность, что влекло неравномерный износ шин.
До модернизации завод «Тонар» применял ступичные подшипники, которые, как и оси, требовалось обслуживать раз в 15 000 км, а если их не обслуживали, они быстро выходили из строя. Замена подшипника занимала много времени и влекла простои техники.
После модернизации «Тонар» перешел на установку интегральных осей (с коробами вместо полурессор). Это аналог продукции, которую производит самый крупный европейский производитель осей SAF. Сейчас межсервисный интервал осей полуприцепов «Тонар» увеличен до 120 000 км — достаточно по необходимости проверять и регулировать соосность.
В ступичном узле установлен не требующий обслуживания блок-подшипник — не нужно его регулировать или заменять смазку. Такие подшипники требуют планового обслуживания раз в год или раз в 120 000 км.
Бортовые петли
Что было раньше: борт полуприцепа открывался только под углом. При погрузке и разгрузке борта часто задевали, петли вырывались, их требовалось постоянно ремонтировать.
Этим летом нам пришлось заменить петли почти на всех полуприцепах 2019 года. Петли прослужили всего три года.
После модернизации конструкцию изменили. Теперь борт опускается полностью — в положение, которое не мешает загрузке. Петли не вырываются и требуют ремонта гораздо реже. А проводить погрузку и разгрузку стало удобнее.
Сдвижная крыша
Что было раньше: механизм сдвижной крыши шторно-бортового полуприцепа содержал только один ролик, который был недолговечным. Крышу было сложно открыть, не всегда с этим справлялся один водитель. Сдвижной механизм крыши находился непосредственно на направляющих, он быстрее изнашивался и требовал дорогостоящего ремонта.
На большинстве полуприцепов 2019 года мы были вынуждены заменить ролики: они просто не справлялись со своей задачей.
После модернизации «Тонар» взял за образец сдвижные механизмы европейских производителей. Добавился второй ролик, нагрузка стала распределяться равномернее. В алюминиевых направляющих появилась пластиковая вкладка, по которой движутся ролики. Пластик — более гладкий материал, лучше ведет себя при разных температурах, такой «вкладыш» проще и дешевле заменить при необходимости. Ролики стали ходить плавнее, а сам сдвижной механизм стал более долговечным и удобным в эксплуатации: теперь его легче открывать.
Наши полуприцепы 2020 года успели побывать у нескольких арендаторов, но крыши мы пока ни разу не ремонтировали. Каждый водитель открывает крышу по-разному; если бы проблемы были, они бы уже проявили себя.
Увеличенная гарантия
Сейчас гарантия на новые полуприцепы «Тонар» — три года без ограничения пробега. К слову, у большинства других производителей полуприцепов гарантия составляет один год. В период действия гарантии завод «Тонар» безвозмездно выполняет ремонт или замену вышедших из строя составных частей полуприцепа.
Важно: гарантия действует, только если вы соблюдаете правила эксплуатации и обслуживания полуприцепа, которые описаны в руководстве. Чтобы не потерять гарантию, нужно регулярно приезжать на сервис для проведения планового ТО. Основная часть комплектующих всегда в наличии — не приходится заказывать дефицитные европейские детали и узлы.
Но по нашему опыту, гарантийный ремонт новым «Тонарам» почти не требуется: у них не осталось слабых мест, которые вышли бы из строя за такой срок.
Вывод
За последние два года мы не заметили разницы в уровне технической готовности между модернизированными полуприцепами «Тонар» и европейскими полуприцепами, которых очень много в нашем парке. Количество простоев техники плюс-минус одинаковое, и в большинстве случаев простои связаны с необходимостью проведения планово-предупредительного ремонта и обслуживания техники.