Разбираемся, чем перевозчик отличается от экспедитора и могут ли оба термина обозначать одно и то же.
Разница, безусловно, есть, и заключается она в первую очередь в терминологии.
Экспедиторы – это экспедиционные компании, у которых, как правило, нет собственного транспорта. Такие компании организуют перевозку, подбирая подходящие машины из собственного списка партнёров, на биржах в интернете или любым другим способом.
Перевозчиками чаще всего называют транспортные компании с собственным автопарком.
Чаще всего и как правило выделены жирным шрифтом неслучайно: из любого правила есть исключения.
Во-первых, экспедитор может приобрести собственный транспорт и зарабатывать как на экспедиционной деятельности, так и непосредственно на грузоперевозках. При этом экспедитором он быть не перестанет до тех пор, пока не перестанет быть посредником.
Во-вторых, непосредственный заказчик перевозки может называть перевозчиком и экспедиционную компанию. С точки зрения клиента тот, кто оказывает ему услугу перевозки и есть перевозчик, а сколько в конкретной перевозке задействовано посредников и кому из них принадлежит грузовик он может и не знать.
Экспедитор или перевозчик: с кем лучше сотрудничать?
Всё индивидуально: и у перевозчиков, и у экспедиторов есть свои плюсы и минусы.
Главный плюс перевозчика – работа «напрямую», без посредника. Это ключевое отличие. Экспедиционные компании, как правило, берут дополнительный процент за свою работу, поэтому работа с прямым перевозчиком может оказаться несколько более дешёвой.
В некоторых случаях работа без посредника может оказаться более быстрой, но тут многое зависит от логистов компании-перевозчика.
Ещё один плюс – перевозчика можно подобрать самостоятельно, что особенно важно для чувствительных грузов, например, хрупких или температурных. Если речь идёт о долгосрочном сотрудничестве, заказчик может провести обстоятельные переговоры, изучить автопарки потенциальных клиентов, выработать какие-то обязательные условия (например, проинструктировать водителей на предмет правильной погрузки/выгрузки). Служба безопасности компании-заказчика перед заключением договора может провести комплексную проверку фирмы-перевозчика, её водителей и транспортных средств. Так контрагенты смогут лучше узнать друг друга – если, конечно, они в этом заинтересованы.
Есть свои плюсы и у экспедиционных компаний. Экспедитор занимается подбором транспорта, отвечает за правильное оформление документов и в целом упрощает процесс перевозки, беря на себя рутинную работу.
Многие компании пользуются услугами экспедиторов, фактически отдавая им логистику на аутсорсинг — и значительно сокращают расходы на содержание персонала. Особенно часто так поступают крупные грузоотправители, которым нужно ежедневно отгружать десятки машин.
Зачастую для клиента и вовсе не имеет значения, кто в итоге повезёт груз – заказчик или экспедитор. К примеру, если речь идёт о разовой перевозке дорогостоящего груза. Тогда внимание нужно обратить на надёжность компании и её оборот, чтобы быть уверенным, что в случае ЧП убытки будут компенсированы.
Поэтому никаких универсальных советов мы давать не будем. Заказчик перевозки в каждой конкретной ситуации должен самостоятельно определить, с кем ему лучше работать: с собственником транспорта или с посредником.
Бизнес-модели
Грузоперевозки собственным транспортом и экспедирование — это совершенно разные (несмотря на единую направленность) сферы деятельности.
Владельцам грузового транспорта приходится решать множество задач помимо непосредственно логистических. Обновление автопарка, ремонт и техническое обслуживание техники, контроль за расходами (они у перевозчиков довольно велики и состоят из множества статей), поиск водителей – лишь небольшая часть из них.
В то же время транспортной компании не обойтись без офисного персонала: менеджеров и логистов. Даже если перевозчик не работает с прямыми грузоотправителями, а пользуется услугами исключительно экспедиторов, кто-то должен вести документооборот и заниматься бухгалтерией.
В то же время для экспедиционной компании документы и бухгалтерия – родная стихия, а от необходимости следить за автопарком экспедитор избавлен. Расходов, впрочем, хватает и у него: содержание офиса и персонала (квалификация сотрудников особенно важна!) стоит недёшево.
И всё же можно сказать, что сегодня, когда уход иностранных компаний поставил обновление автопарков на паузу, а цены на запчасти взлетели, перевозчики оказались в более сложной ситуации.
Рентабельность их бизнеса снизилась, потому что тарифы на перевозки с середины февраля не изменились (летом они даже опустились, но к сентябрю отыграли падение), а стоимость деталей и «расходников» выросла несоразмерно инфляции.
Ещё одна проблема, остро стоящая перед перевозчиками – кадровый голод. Уже несколько лет в России (и во многих других странах) усугубляется дефицит водителей-дальнобойщиков. Это связано с тяжёлыми условиями труда и, прежде всего, вахтовым методом работы. Далеко не каждый водитель захочет отправиться в 20-дневный (а бывает и больше) рейс и на несколько недель расстаться с родными и близкими. Высокие по российским меркам зарплаты не всегда могут компенсировать связанные с работой неудобства: часть полученных денег приходится тратить на еду, товары первой необходимости, гигиену и ночлег в гостиницах.
Стоит отметить, что проблема кадрового голода стоит и перед современными экспедиторами. И всё же найти логиста проще, чем водителя – хотя бы потому, что ночует логист дома, а выжидать год между получением водительских удостоверений категорий С и Е, «накатывая» опыт, ему не нужно.